Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
—хггѵ ' . ■'ПЕРВЫЕ-Д*И АРИОТІАЛГГЁА. ііосланііві къ' Римлянамъ, въ тоже время не дѣлаетъ никакого упо¬
требленія изъ-основнаго ученія ап. Павла, именно о значеніи вѣры
въ дѣлѣ оправданія.. Такимъ образомъ, даже въ тѣхъ случаяхъ,,
когда ап. Петръ оказывается подъ вліяніемъ фразеологіи своихъ
предшественниковъ, онъ въ дѣйствительности занятъ нѣсколько
иными представленіями. Оба апостола, правда, проповѣдуютъ однѣ
и» тѣже истины, но къ великому благу церкви они выражаютъ ихъ
различно. Между ними нѣтъ никакого противорѣчія, но они въ тоже
время независимы другъ отъ друга. Самобытность ап. Петра не
только доказывается 60 своеобразными выраженіями (агаС Аеу6р.еѵа)
въ его короткомъ посланіи, но также допускаемыми имъ видо¬
измѣненіями многихъ мыслей ап. Павла, для приведенія ихъ въ
согласіе съ его собственнымъ духовнымъ даромъ. Этотъ даръ былъ
уаріара хорерѵ^оеюе, та сила административной мудрости, которая
дѣлала его примѣръ столь цѣннымъ для первенствующей церкви.
Совершенно достойно было его высокаго положенія и авторитета
выразить общее практическое сознаніе христіанской церкви въ
такой формѣ, которая бы избѣгала партійныхъ разногласій.
Воззрѣнія ап. Павла представляются ап. Петромъ скорѣе съ ихъ
обыденной стороны, чѣмъ съ ихъ духовной глубины; скорѣе въ ихъ
нравственномъ, чѣмъ таинственномъ значеніи. Ап. Петръ усвои-
ваетъ взгляды своихъ великихъ собратьевъ апостоловъ, но онъ
выражаетъ ихъ въ болѣе простыхъ и примирительныхъ терминахъ
(1 Петр. і, 12, 25; ѵ, 12; срав. 1 Кор. хт, 1). И если всѣ эти
явленія по самой своей тонкости составляютъ почти неопровер¬
жимое доказательство подлинности этого посланія, то насколько
рѣшительнымъ является доставляемое ими доказательство того, что
между приверженцами Кифы и Павла отнюдь не было той смер¬
тельной вражды, которая нѣкоторыми критиками выставляется какъ
истинный ключъ къ исторіи апостольскаго вѣка! Съ какою не¬
сомнѣнностью мы видимъ,' что „жалкая каррикатура апостола,
составленная изъ лоскутовъ и заплатъ" и проходящая по всѣмъ
евіонитскимъ сказаніямъ, не могла конечно писать мыслями и
изреченіями ап. Павла, непрерывно исходящими съ его пера *60). 9. Важно и интересно еще полнѣе уяснить это зависимое и
въ то же время независимое положеніе апостола, этотъ тонъ въ одно
и тоже время твердый и примирительный, которымъ онъ такъ
чудесно былъ приспособленъ для того, чтобы стать апостоломъ каѳо-
личности ,6‘). I. Мы сразу же видимъ это въ языкѣ, который онъ употреб¬
ляетъ; касательно, искупленія. Ап. Петръ конечно вѣровалъ столь
же рѣшительно, какъ и ап. Павелъ, что „Христосъ пострадалъ
за грѣхи иашйу праведникъ за неправедныхъ" *62), что „Онъ грѣхи