Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
его увѣщаніяхъ (1 Петр. п, 25. т, 2). Наконецъ Христосъ осо¬
бенно увѣщавалъ его, когда онъ самъ будетъ обращенъ, утверждать
въ вѣрѣ братьевъ своихъ, и это отъ первой строки до послѣдней
составляетъ священную цѣль его настоящаго посланія (1 Петр.ѵ, 12). 3. Въ авторѣ посланія затѣмъ мы узнаемъ истиннаго Петра
по чрезвычайной живости его выраженій. По единогласному пре¬
данію церкви, мелкія подробности, записанныя евангелистомъ
Маркомъ, обязаны своимъ происхожденіемъ тому обстоятельству,
что онъ писалъ на основаніи свѣденій, сообщенныхъ ему ап.
Петромъ. Картинность есть очевидно характеристическая особен¬
ность ума ап. Петра, какъ и характеристическая особенность ума
евангелиста Марка. Въ евангелистѣ Маркѣ она обнаруживается
чертами живописнаго изложенія, въ ап. Петрѣ—словами, которыя
представляютъ собою сжатыя иносказанія 154). 4. Изъ изложеннаго видно, какъ велико сходство между мыслями
и выраженіями перваго посланія ап. Петра съ тѣми, которыя
евангельская исторія заставляетъ насъ ожидать отъ его автора.
Не менѣе поразительно и сходство между рѣчами ап. Петра, какъ
онѣ передаются въ книгѣ Дѣяній Апостольскихъ, и слогомъ
автора разсматриваемаго посланія. Какъ въ книгѣ Дѣяній, такъ и
въ посланіи, ап. Петръ ссылается на иносказанія пророка Исаіи
объ отвергнутомъ краеугольномъ камнѣ (I Петр. п, 7; Дѣян, іг,
И); въ обоихъ видное мѣсто занимаетъ свидѣтельство Святаго Духа (1 Петр. і, 12; Дѣян, ѵ, 32); въ обоихъ онъ говоритъ о
крестѣ какъ „древѣ" (1 Петр. и, 24; Дѣян, у, 30; х, 39); въ
обоихъ останавливается на положеніи апостоловъ какъ свидѣте¬
лей" (1 Петр. і, 8; у, 1; Дѣян, п, 32; ш, 15; х, 41); въ обоихъ
онъ выставляетъ смерть Христа, какъ исполненіе пророчества
(1 Петр. г, 10; Дѣян, ш, 18; х, 43); въ обоихъ воскресеніе дѣлается
главною основою вѣры и надежды (1 Петр. і, 3, 4, 21; ш, 21; „
Дѣян, п, 32—36; ш, 15; іу, 10; х, 40); въ обоихъ мы находимъ
особенное указаніе на Бога, какъ судію живыхъ и мертвыхъ (1
Петр. іу, 5; Дѣян, х, 42); въ обоихъ увѣщанія къ покаянію
основываются на фактѣ искупленія человѣка (1 Петр. п, 24;
Дѣян, ш, 19, 26); наконецъ въ обоихъ въ отношеніи слога за¬
мѣтно преобладаніе простыхъ сродныхъ сочетаній, а въ вѣро¬
ученіи Богъ представляется какъ не взирающій на лица (1 Петр.
і, 17; Дѣян, х, 2). 5. Не замѣчательно ли затѣмъ то обстоятельство, что въ книгѣ
Дѣяній ап. Петръ въ одномъ изъ порывовъ своей пылкой смѣлости
называетъ законъ „игомъ, которое ни наши отцы, ни мы, не могли
сносить". Но тоже самое мы видимъ и въ посланіи:—не смотря на
то, что онъ былъ іудей, во многихъ отношеніяхъ близко связанъ