Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЯ ЧЕРТЫ ПЕРВАГО ПОСЛАНІЯ АП. ПЕТРА. 165 еимая въ характерѣ. Съ полною справедливостью можно сказать,
что оно представляетъ собою духъ примиренія между ап. Павломъ
и іудействующими. Въ немъ есть черты іудейскаго христіанства
съ его симпатіями, но безъ іудейскаго ожесточенія; своими выра¬
женіями оно напоминаетъ духъ ап. Павла, но безъ всякихъ поле¬
мическихъ видовъ. Въ обоихъ отношеніяхъ оно вполнѣ согла¬
суется съ характеромъ и обстоятельствами великаго апостола. Оно
совершенно умалчиваетъ о законѣ и не входитъ ни въ одинъ изъ
нѣкогда горячихъ споровъ касательно отношенія закона къ еван¬
гелію или вѣры къ дѣламъ. Въ немъ нѣтъ преднамѣреннаго же¬
ланія примирить противоположныя партіи, но всякій партійный
духъ или съ полнымъ безпристрастіемъ устраненъ или лишенъ
своихъ болѣе рѣзкихъ чертъ ,4В). 2. Однимъ изъ доказательствъ подлинности этого посланія
служитъ то интересное обстоятельство, что по нему мы съ ясностью
можемъ прослѣдить вліяніе, которое оказывали на ап. Петра
наиболѣе выдающіяся событія, происшедшія въ теченіе его обще¬
нія съ Христомъ 14€). Онъ не упоминаетъ о нихъ, даже нигдѣ
замѣтнымъ образомъ не ссылается на нихъ; и однакоже мы на¬
ходимъ въ стихѣ за стихомъ слѣды тѣхъ тонкихъ воспоминаній,
которыя непремѣнно должны были таиться въ душѣ ап. Петра.
Христосъ сказалъ ему: „ты Петръ и на семъ камнѣ Я созижду
церковь Мою“, и ап. Петръ говоритъ о Христѣ какъ о камнѣ
краеугольномъ, камнѣ духовнаго дома, и о христіанахъ какъ о
живыхъ камняхъ, вдѣланныхъ въ этотъ домъ. Христосъ сурово
укорялъ его, когда онъ сдѣлалъ себя камнемъ соблазна, и самъ
апостолъ говоритъ, какъ опасно обращать волю Господню въ
камень соблазна *47), употребляя при этомъ тѣ самыя два слова,
которыя лежатъ въ самомъ сердцѣ двухъ послѣдующихъ момен¬
товъ, бывшихъ кризисомъ его яшзни 148). Когда онъ необдуманно
предложилъ своему Учителю заплатить храмовую дидрахму, то
Спаситель, хотя и принялъ эту обязанность, но въ тоже самое
время преподалъ своему неостороншому ученику наставленіе, что
„сыны свободны"; и ап. Петръ въ этомъ посланіи преподаетъ
церквамъ, что хотя члены ихъ и свободны, они всетаки должны
подчиняться, ради Господа, всякому человѣческому установленію
(Матѳ, хѵп, 24—27; 1 Петр. п, 13—16). Подъ вліяніемъ коли¬
чественныхъ представленій іудейскаго формализма, онъ нѣкогда
спросилъ, долженъ ли онъ прощать брату до семи разъ, и полу¬
чилъ отвѣтъ, что онъ долженъ прощать семьдесятъ семь разъ; и
этотъ урокъ такъ глубоко запалъ въ его душу, что онъ и своимъ
обращенцамъ, говоритъ, что „любовь покрываетъ множество грѣ¬
ховъ* (Матѳ., хѵш, 22; 1 Петр. іѵ, 8). Въ отвѣтъ на его