Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЦИГЦЫЦ ДНИ "ХНИСТШЮТВА. составляютъ его самобытное достояніе, начинаютъ считаться общимъ-
мѣстомъ и единственно потому, что они усвоены всѣми его со¬
временниками. Но это еще замѣтнѣе было въ то время, когда
книгъ было' 'весьма мало въ обращеніи. Писанія апостоловъ отли¬
чаются значительнымъ сходствомъ между собою, и произведенія
такихъ мужей, .какъ свв. Игнатій, Поликарпъ и Климентъ Римскій,
въ значительной степени состоятъ изъ подбора изреченій, которыя
они заимствовали у своихъ предшественниковъ. Слогъ ап. Петра въ этомъ посланіи въ многихъ особенностяхъ
напоминаетъ слогъ его дошедшихъ до насъ рѣчей. Онъ отличается
огнемъ и энергіей, что и естественно ожидать въ языкѣ апостола
Петра; но эта энергія умѣряется тономъ апостольскаго достоинства
и отеческою кротостью человѣка, который былъ теперь въ пре¬
клонныхъ лѣтахъ и близился къ концу своей трудовой жизни.
Онъ говоритъ съ авторитетомъ, но въ тоже время у него нѣтъ
той суровости, которая поражаетъ въ языкѣ св. Іакова. Въ этомъ
посланіи мы видимъ простой и прямой духъ человѣка, который
хочетъ внушить немногія великія руководящія начала. У него со¬
вершенно нѣтъ той тонкой діалектики, изысканной ироніи, сосре¬
доточенныхъ, мыслей, молніеносной быстроты въ выводахъ—однимъ
словомъ тѣхъ особенностей, которыя то и дѣло встрѣчаются въ
посланіяхъ апостола языковъ. Причинныя связи рѣчи, отмѣчающія
естественный и ровный потокъ его мыслей, отличаются у него
чрезвычайной красотой, и однакоже на каждой страницѣ мы
видимъ отпечатокъ сильнаго практическаго склада ума, быстрой
воспріимчивости къ внѣшнему вліянію и широкой каооличности
духа, какими онъ, какъ извѣстно, и обладалъ въ дѣйствительности.
Во всемъ посланіи онъ имѣетъ въ виду практическое увѣщаніе,
а не систематическое изложеніе вѣры; и его слова, при всей ихъ
силѣ и одушевленіи, отражаютъ въ себѣ простую, чувствительную
и горячую натуру того порывистаго Симона, о которомъ мы
читаемъ въ евангеліяхъ. Даже если бы внѣшнія данныя въ пользу
этого посланія были менѣе убѣдительны, то доводы, на которыхъ
подлинность его. подвергалась сомнѣнію немногими новѣйшими
критиками, опровергаются всѣмъ этимъ съ такою полнотою, что
подлинность его получаетъ совершенную несомнѣнность. 1. Само по себѣ первое посланіе ап. Петра представляетъ,
собою не столько посланіе, въ собственномъ смыслѣ этого слова,
сколько трактатъ, адресованный къ христіанамъ вообще. Оно по-
преимуществу состоитъ изъ увѣщаній и эти увѣщанія основываются
на христіанской надеждѣ и на плодахъ смерти Христовой. Это
однакоже не схоластическій трактатъ, а скорѣе практическая
рѣчь, въ одно и. тоже время примирительная въ тонѣ и незави-