Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. достью во всемъ подражали своему Господу ,,э). Тѣ, кто прини¬
маютъ эти сказанія, должны полагаться при этомъ на авторитетъ
одной еретической повѣсти, написанной съ злою тенденціей не
ранѣе начала третьяго столѣтія, или даже на авторитетъ апокри¬
фическихъ вДѣяній Петра и Павла*, явившихся въ еще болѣе
позднее время. Все, что мы дѣйствительно знаемъ о заключитель¬
ныхъ родахъ жизни ап. Петра изъ раннихъ отцевъ и учителей
церкви, можетъ быть обобщено въ немногихъ словахъ, что именно
по всей вѣроятности онъ потерпѣлъ мученичество въ Римѣ ,4°). Что онъ умеръ мученическою смертью, это мояшо считать не¬
сомнѣннымъ, потому что, помимо преданія, предсказаніе о ней
повидимому заключается въ словахъ воскресшаго Христа Его каю¬
щемуся апостолу (Іоан, ххі, 19). Что это мученичество совер¬
шилось въ Римѣ, хотя объ этомъ впервые утверждаютъ Тертул¬
ліанъ и Гаій въ началѣ третьяго столѣтія, это (при отсутствіи
какого либо противоположнаго преданія) можетъ быть принято
также за дѣйствительный фактъ; но единственное свидѣтельство
св. Писанія, какое только можетъ быть приведено въ доказатель¬
ство посѣщенія ап. Петромъ Рима, заключается лишь въ одномъ
выраженіи его перваго посланія: „привѣтствуетъ васъ церковь въ
Вавилонѣ" |41). Если, какъ мы думаемъ (и доказываемъ въ особомъ приложе¬
ніи), съ основательностью можно считать за достовѣрное, что подъ
Вавилономъ здѣсь разумѣется именно Римъ, то добросовѣстное
заключеніе изъ этого свидѣтельства св. Писанія совершенно согла¬
суется съ свидѣтельствомъ преданія въ двухъ подробностяхъ,
именно, что ап. Петръ потерпѣлъ мученическую смерть и что его
мученичество совершилось въ Римѣ. Эти выводы вполнѣ согла- .
суются съ вѣроятностью того, что Силуанъ, котораго мы въ
послѣдній разъ видимъ въ сообществѣ съ ап. Павломъ въ Коринѳѣ,
и св. Маркъ, помощи котораго ап. Павелъ желалъ во время своего
римскаго заключенія, находились также въ Римѣ и теперь дѣй¬
ствовали въ связи съ великимъ апостоломъ обрѣзанія. Мнѣніе, что
св. Маркъ дѣйствовалъ въ качествѣ „переводчика" (ёрр.г)ѵео-гі)с)
ап. Петра, могло возникнуть въ виду незнанія апостоломъ латин¬
скаго языка и нужды его въ человѣкѣ, который могъ бы служить
ему толмачемъ во время пребыванія его и суда надъ нимъ въ
императорской столицѣ.