Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ТЗВ. ЖГОСТОЛЪ ПЕТРЪ. таг I ^Свидѣтельство, что онъ прибылъ въ Римъ въ царствованіе Клавдія
въ 42 году, впервые встрѣчается въ „Хроникѣ" Евсевія почти
три столѣтія спустя, и несогласимо съ тѣмъ, чтб ап. Павелъ
ь, говоритъ намъ касательно этой церкви. Въ такое позднее время,
какъ 52 годъ, ап. Петръ былъ въ Іерусалимѣ и принималъ дѣя¬
тельное участіе въ Іерусалимскомъ соборѣ (Дѣян, хѵ, 7), и затѣмъ онъ
главнымъ образомъ трудился среди іудеевъ (Гал. п, 7—9). Въ 57 году
онъ путешествовалъ въ качествѣ миссіонера въ сопровожденіи своей
жены (1 Кор. іх,: 5). Онъ не былъ въ Римѣ, когда ап. Павелъ
писалъ этой церкви въ 58 году, равно какъ не былъ тамъ и
тогда, когда ап. Павелъ прибылъ туда въ качествѣ узника въ
61 году; не былъ и въ годы тюремнаго заключенія ап. Павла въ
61—63 гг.; не былъ и тогда, когда онъ писалъ свои послѣднія
посланія въ 66 и 67 гг. Если онъ вообще былъ когда нибудь въ
Римѣ (что мы въ виду единогласнаго преданія считаемъ почти не¬
сомнѣннымъ), то онъ могъ быть тамъ лишь весьма незадолго
до своего мученичества ,3‘). Такъ именно и свидѣтельствуетъ Лак-
танцій (| 330) *82), который говоритъ, что ап. Петръ впервые при¬
былъ въ Римъ въ царствованіе Нерона; такъ свидѣтельствуетъ
Оригенъ (ф 254), который говоритъ, что онъ прибылъ туда въ
концу своей жизни І33). Такъ свидѣтельствуетъ и сочиненіе „Про¬
повѣдь Петра “ (Ргаейісаііо Реігі), помѣщаемое съ трудами св. Ки¬
пріана134). Его „епископство" въ Римѣ, вѣроятно, состояло только
въ его стараніяхъ утвердить ко времени своего мученичества вѣру
’. церкви 13') и особенно іудейскихъ христіанъ. Правда, многое мо¬
жетъ быть сказано въ пользу того взгляда, что іудейскій и язы¬
ческій классы церкви въ Римѣ были рѣзво раздѣлены между со-
бою и въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ имѣли у себя отдѣльныхъ „пре¬
свитеровъ" или епископовъ. Этимъ обстоятельствомъ отчасти можно бы
объяснить нѣкоторую путаницу въ именахъ первыхъ двухъ или
трехъ епископовъ Рима. Евсевій, вслѣдъ за свв. Иринеемъ и Епи¬
фаніемъ, говоритъ, что первыми епископами Рима были Петръ,
Линъ, Клитъ или Анеклитъ и Климентъ 136). Но св. Ипполитъ
(І 225), невидимому, считалъ Клита и Анеклита двумя различными
лицами и ставитъ Климента раньше Клита; а Тертулліанъ (| 218)
говоритъ, что Климентъ былъ посвященъ ап. Петромъ 13,г). Свидѣтельство о распятіи апостола внизъ головою заимствуется
изъ мимоходнаго замѣчанія Оригена, но оно повидимому противорѣ-
читъ одному выраженію у Тертулліана 138). Оно вѣроятно возникло
отъ ошибочнаго перевода какого либо латинскаго выраженія каса¬
тельно смертной казни и во всякомъ случаѣ, отзываясь анахро¬
низмомъ, носящимъ на себѣ слѣды болѣе поздняго времени, отчасти
извратившаго идеалъ простаго смиренія апостоловъ, которые съ ра- *-• 11