Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
бы онъ, основалъ церковь Рима или когда либо былъ тамъ до 64
года, то.ібыло і бы не понятно, чтонисв. Лука въ книгѣ Дѣяній, ни
аи.. Павелъ •,въ своемъ посланіи къ Римлянамъ, равно какъ и въ
пяти посланіяхъ, написанныхъ имъ изъ Рима во время его пер¬
ваго и втѳраго тюремныхъ заключеній, не сдѣлали ни малѣйшаго
намека на него или на его дѣятельность. Разсказъ о его столкно¬
веніи съ Симономъ волхвомъ прямо отзывается вымысломъ. Онъ
основанъ на дѣйствительной встрѣчѣ ап. Петра съ этимъ кудес¬
никомъ въ Самаріи, которая въ Климентинахъ раздута въ рядъ
путешествій изъ одного мѣста въ другое, предпринятыхъ съ на¬
рочитою Дѣлію поразить этого „основателя всѣхъ ересей“. Ска¬
заніе это отчасти обязано своимъ происхожденіемъ ошибкѣ Іустина
Философа, который предполагалъ, что статуя, посвященная са¬
бинскому богу 8ешо Вапсив ,а6) (о которомъ Іустинъ некогда
не слышалъ), была воздвигнута въ честь 8ітоп 8апсіиз “*). Къ
этой исторической путаницѣ присоединяется еще злостно эвіонит-
ская попытка скрытно оклеветать ап. Павла подъ псевдонимомъ
Симона волхва и показать, что ап. Петръ былъ во главѣ про¬
тиводѣйствующей миссіи, предпринятой съ цѣлію опровергнуть
предполагаемое еретическое ученіе его собрата апостола. Свидѣ¬
тельство объ этой противомиссіи заимствуется изъ дѣйствительной
противомиссіи іудействующихъ, которые ложно приписывали себѣ
санкцію и авторитетъ св. Іакова (Дѣян, хѵ, 24). Обстоятельствомъ,
послужившимъ основой для разсказа о смерти Симона волхва въ
его попыткѣ взлетѣть на небо, была дѣйствительная смерть одного
актера, который упалъ наземь къ ногамъ Нерона, когда пытался
при посредствѣ летающей машины исполнитъ роль Икара ,а7).
Если юный актеръ, осужденный на опасное дѣло исполненія этой
роли, былъ христіанинъ, который такъ или иначе былъ бы под¬
вергнутъ мученичеству, то легко вообразить, что христіане не
скоро могли забыть случай, который окропилъ самого такъ ска¬
зать антихриста кровью мучениковъ ,28). Но возможно, что это
сказаніе имѣетъ въ своей основѣ долю дѣйствительности. Римъ
былъ переполненъ восточными чудодѣями и всевозможными обман¬
щиками. Симонъ также могъ прибыть въ городъ, который есте¬
ственно стягивалъ къ себѣ всѣхъ шарлатановъ міра, и тамъ онъ
могъ дѣйствительно встрѣтиться съ ап. Петромъ ,,э). Но если они
встрѣтились въ Римѣ, то всѣ подробности о ихъ встрѣчѣ разска¬
зывались впослѣдствіи въ видѣ неопредѣленнаго и украшеннаго
различными разсказами воспоминанія. Увѣреніе, что ап. Петръ былъ епископомъ Рима, хотя и по¬
стоянно оставлялъ его въ видахъ апостольскаго надзора надъ
церквами всего міра, есть не что иное, какъ остроумная теорія ,3°).