Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПИСАНІЯ АПОСТОЛОВЪ И РАННИХЪ ХРИСТІАНЪ. 15& произвела посланіе къ Евреямъ, Апокалипсисъ и Евангеліе отъ
Іоанна. Искусство міра опозорено было такими гнусными карти¬
нами, какъ картины на стѣнахъ Помпеи; искусство церкви
состояло въ грубыхъ, но чистыхъ и радующихъ душу эмбле¬
махъ, намалеванныхъ на мягкой извести катакомбъ. Увеселенія
міра были до безжалостности кровожадны или до постыдности
безнравственны; увеселенія первенствующихъ христіанъ состояли
въ собраніяхъ, имѣвшихъ въ одно и тоже время обществен¬
ный и религіозный характеръ, въ собраніяхъ столь свѣтлыхъ,
какія только могли быть среди людей, дышащихъ невинною ра¬
достью и сердечною безмятежностью. Въ языческомъ мірѣ по¬
всюду господствовало гнусное дѣтоубійство; въ церкви на крещен¬
ныхъ младенцевъ смотрѣли какъ на существъ, ангелы которыхъ
видятъ Отца нашего на небесахъ. Въ мірѣ рабство дѣлалось еще
болѣе невыносимымъ вслѣдствіе жестокости и развращенія господъ;
въ церкви же христіанскій рабъ, привѣтствуемый какъ другъ и
братъ, часто занималъ высокое положеніе въ служеніи и былъ
рабомъ только по имени. Въ мірѣ къ браку относились съ отвра¬
щеніемъ, какъ къ непріятной необходимости, и самое значеніе его
было подорвано возможностью частаго и легкаго развода; въ церкви
онъ освящался и былъ почитаемъ какъ божественное учрежденіе,
которое одно только пережило потерю рая и было истиннымъ
таинствомъ, получающимъ свое благословеніе свыше. Міръ все
болѣе ниспадалъ на уровень безотраднаго отчаянія; церковь сіяла
вѣчною надеждою и наслаждалась невыразимою и славною радостью.
Въ мірѣ люди „ ненавидѣли и были ненавидимыми другъ другомъ
въ церкви на практикѣ осуществлялся прекрасный идеалъ чело¬
вѣческаго братства. Церковь восприняла къ сердцу уроки своего
божественнаго Основателя. Искупленное человѣчество, пришло къ
сознанію своего высочайшаго достоинства; человѣкъ почитался про¬
сто за то, что онъ человѣкъ; каждая душа считалась - драгоцѣн¬
ною, потому что за каждую душу умеръ Христосъ; больные поль¬
зовались уходомъ, бѣдные получали облегченіе въ своей нуждѣ;
трудъ считался благороднымъ, а не подлежащими презрѣнію; нрав¬
ственная чистота и богопреданность, миръ и милосердіе, смиреніе
и^. самоотреченіе, любезность и самоуваженіе были разсматриваемы
какъ необходимыя и существенныя качества всѣхъ, кто называлъ
себя по имени Христа. Церковь сознавала, что невинность ея кре¬
щенныхъ членовъ была самою непреодолимою формою, ея самоза¬
щиты, и всѣ ея лучшіе члены посвящали себя тому, что они счи¬
тали своею священною задачею—именно разрушенію всякихъ средо-
стѣній во вселенскомъ храмѣ Божіемъ, уничтоженію всѣхъ искус¬
ственныхъ различій и свободному развитію духовной природы человѣка.