Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
■О-ЬІ-Ь 7ЩВ—ХРИЦПЖНСТВА7 ство о Новомъ! Этому доказательству авторъ придаетъ такое зна¬
ченіе, что приводитъ его какъ замѣчательный примѣръ истиннаго
знанія (гносисъ). в) Затѣмъ, останавливаясь на мысли посланія къ Евреямъ, что
для народа Божія остается еще субботній покой, Варнава связы¬
ваетъ ее съ тѣмъ, что онъ называетъ этрурійскимъ преданіемъ, и
высказываетъ мнѣніе, что міръ будетъ сожженъ въ 6,000 году
отъ сотворенія міра. Затѣмъ онъ изъ іудейскихъ и александрій¬
скихъ источниковъ познакомился съ числительнымъ толкованіемъ
(гематрія) и съ особенною гордостью настаиваетъ на истолкованіи
318 слугъ Авраама въ смыслѣ таинственнаго пророчества о распятіи,
такъ какъ 318 изображается буквами ІНТ, изъ которыхъ ІН означаютъ
Іисуса и Т означаетъ крестъ. Такой способъ толкованія совер¬
шенно раввинскій, а не христіанскій. Всякій, прочитавъ посланіе
Варнавы послѣ посланія къ Евреямъ увидитъ, что первое стоитъ не
только неизмѣримо ниже послѣдняго, но и ниже настолько, что почти
подлежитъ опасности уклоненія въ ересь. Пусть читатель сравнитъ
указанія на день покаянія въ посланіи Варнавы (ѵіі) съ тѣмъ же
указаніемъ въ посланіи къ Евреямъ; пусть онъ сопоставитъ мно¬
гочисленныя ошибки и чудовищно грубую типологію перваго съ
блистательною духовностью послѣдняго; пусть онъ обратитъ вни¬
маніе на то, какъ безвкусны бредни этого неизвѣстнаго Варнавы и
какъ нелѣпы многія изъ его положеній, и онъ увидитъ различіе
между каноническими и неканоническими книгами и почувствуетъ
еще болѣе глубокую благодарность къ руководящему Промыслу,
который даже въ вѣка невѣденія и непросвѣщенія устранилъ
опасность смѣшенія между первыми и послѣдними |16). Мы уже видѣли, каково было нравственное состояніе языче¬
скаго міра, и теперь еще разъ отмѣтимъ, какую рѣзкую противо-
полояшость представлялъ онъ съ общей картиной первенствующей
церкви христіанской. На основаніи несомнѣнныхъ историческихъ данныхъ конечно
было бы ошибочно представлять всю массу христіанскаго общества
перваго вѣка, какъ идеально чистую и безпорочно совершенную во
всѣхъ отношеніяхъ. Христіане первыхъ временъ были такіе же
люди, какъ и мы: такъ же грѣшили и страдали, какъ грѣшимъ и стра¬
даемъ и мы, и такъ аге каялись въ своихъ грѣхахъ, какъ каемся мы.
Но не смотря на всѣ подобные недостатки и недочеты, они
всетаки были какъ соль среди развращеннаго міра; истинный свѣтъ
сіялъ въ ихъ сердцахъ, и они были свѣтомъ міра. Владыками
земли были такіе люди какъ Тиверій и Калигула, Неронъ и До¬
миниціанъ; вождями церкви были Іаковъ, Петръ, Павелъ и
Іоаннъ. Писателями міра были Марціалъ и Петроній, церковь же