Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПИСАНІЯ АПОСТОЛОВЪ И РАННИХЪ ' ХРИСТІАНЪ. тэт ѣ 4» моря; „ другая состоитъ въ томъ, что у всѣхъ этихъ писателей мы
въ одинаковой мѣрѣ видимъ красоту святости и возрождающую
силу истины христіанства. Но среди писателей Новаго Завѣта выдаются двое особенно са¬
мобытные, по новѣйшему слововыраженію, богословы. Это именно
ап. Павелъ и ап. Іоаннъ. Нѣкоторыхъ изъ частныхъ различій
между ними мы коснемся дальше. Но мы ■ сразу же увидимъ кон¬
трастъ между діалектическимъ методомъ одного и умозрительнымъ
методомъ другаго, если только сравнимъ посланіе къ Римлянамъ
съ первымъ посланіемъ ап. Іоанна. Богатство, многосторонность,
порывистость, человѣческая индивидуальность одного до крайности
отличаются отъ немногихъ, но повторяющихся основныхъ нотъ—
единства, верховнаго спокойствія, духовнаго, идеализма другаго.
Различіе это будетъ еще яснѣе, если мы сопоставимъ рядомъ
основныя мысли ихъ богословія. Сущность богословія ап. Павла
выражается въ слѣдующемъ положеніи: „но нынѣ,^независимо отъ
закона, явилась правда Божія, о которой свидѣтельствуетъ законъ
и пророки. Правда Божія чрезъ вѣру въ Іисуса Христа во всѣхъ
и на всѣхъ вѣрующихъ: ибо нѣтъ различія; потому что всѣ со¬
грѣшили, и лишены славы Божіей, получая оправданіе даромъ, по
благодати Его, искупленіемъ во Христѣ Іисусѣ" (Рим. іп, 21—24).
Сущность богословія ап. Іоанна выражается въ слѣдующемъ: „лю¬
бовь Божія къ намъ открылась въ томъ, что Богъ послалъ въ
ііръ единороднаго Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрезъ
Него* (1 Іоан, іг, 9). Стоитъ только прочитать эти два положе¬
нія одно съ другимъ, чтобы замѣтить характеристическія различія,
отдѣляющія богословскія воззрѣнія этихъ двухъ апостоловъ. По
истинѣ великое благо, что мы обладаемъ воззрѣніями ихъ обоихъ. Мы будемъ еще болѣе склонны цѣнить это драгоцѣнное на¬
слѣдіе христіанской мысли, когда замѣтимъ, что наименѣе важ¬
ное изъ этихъ посланій стоитъ на несравненно болѣе высокомъ
уровнѣ, чѣмъ всякое изъ посланій мужей апостольскихъ. Это бу¬
детъ видно изъ обзора посланія св. Климента и посланія Вар¬
навы,— посланій столь высоко цѣнимыхъ въ церкви, что первое
помѣщается въ Александрійскомъ манускриптѣ и второе въ Си¬
найскомъ манускриптѣ послѣ Апокалипсиса и оба публично чита¬
лись въ церквахъ въ качествѣ „душеполезныхъ писаній". 1) „Посланіе св. Климента" имѣетъ совершенно эклектическій
характеръ, но эклектизмъ этотъ лишенъ генія и самобытности,
какъ заурядная новѣйшая проповѣдь. Оно состоитъ скорѣе изъ
свободнаго пользованія отдѣльными изреченіями, заимствованными
безъ разбора у всѣхъ великихъ апостоловъ, чѣмъ изъ дѣйствитель¬
наго усвоенія ихъ взглядовъ. Благочестіе и воспріимчивость автора