Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПИСАНІЯ АПОСТОЛОВЪ 'И РАННИХЪ ХРИСТІАНЪ. ш % только изъ тѣхъ, которые слышали послѣднія бесѣды Спасителя въ
вечеръ Его, страданія, но даже и всѣхъ тѣхъ, кто только могли
сказать: „мы свидѣтельствуемъ вамъ о томъ, что видѣли, и наши
руки осязали Слово жизни0. Но его посланія имѣютъ еще особый
интересъ какъ писанія человѣка, который въ теченіе своего,долго¬
лѣтняго и разнообразнаго опыта потерпѣлъ замѣчательную пере¬
мѣну какъ въ характерѣ, такъ и во взглядахъ; человѣка, который
перешелъ отъ духа Иліи къ духу Христа; отъ узкой тщательности
іудействующаго, живущаго въ сердцѣ іудейской столицы и трижды
; въ день посѣщающаго богослуженіе въ храмѣ, къ широтѣ, высотѣ
и духовности христіанской свободы. Въ Апокалипсисѣ мы, имѣемъ
его твореніе изъ ранней поры его христіанскихъ воззрѣній, когда
онъ въ первый разъ стоялъ лицемъ къ лицу съ языческимъ міромъ
въ его яростнѣйшей враждѣ къ христіанству. Въ его, Евангеліи
и посланіяхъ мы напротивъ имѣемъ уже сладостнѣйшія и возвышен¬
нѣйшія выраженія христіанскаго ‘идеализма,—звуки, такъ сказать,
божественнѣйшей музыки, которою и замеръ голосъ боговдохновенія. Могутъ пожалуй сказать, что значеніе этихъ сокровищъ,
особенно нѣкоторыхъ изъ нихъ, въ немалой степени ума¬
ляется возростающимъ подозрѣніемъ касательно ихъ подлинно¬
сти. Но въ этомъ отношеніи христіанству нечего бояться. Истина
сама говоритъ за себя громче, чѣмъ ея враги или защитники. Не
смотря на споры, свирѣпствовавшіе вокругъ Евангелія св. Іоанна,
мы глубоко убѣждены, что данныя перевѣшиваютъ въ пользу тѣхъ,
которые принимаютъ его какъ произведеніе „возлюбленнаго уче¬
ника0. Мы не нашли бы затрудненія видѣть въ Апокалипсисѣ
произведеніе другаго Іоанна, если бы, не смотря на нѣкоторыя при¬
знанныя трудности, авторство ап. Іоанна не представлялось поло¬
жительно неопровержимымъ. Первыя посланія аші. Петра п Іоанна,
можно сказать, стоятъ внѣ всякаго сомнѣнія. Посланія св. Іакова
и св. Іуды представляютъ менѣе отличительнаго значенія въ качествѣ
составныхъ частей христіанскаго откровенія, но всетаки они имѣютъ
свое неоцѣнимое значеніе и получаютъ глубочайшій интересъ оттого,
что составляютъ произведеніе .братьевъ Господа0. Второе и третье
посланія ап. Іоанна почти съ несомнѣнностью могутъ быть при¬
знаваемы подлинными, но написаны ли они самимъ апостоломъ
или нѣтъ,—это не имѣетъ большой важности, какъ вслѣдствіе ихъ
чрезвычайной краткости, такъ и потому, что они состоятъ преимуще¬
ственно изъ повторенія уже раньше высказанныхъ истинъ. Они пред¬
ставляютъ лишь совращенное изложеніе перваго посланія и не со¬
держатъ ни одного такого положенія, которое не излагалось бы
болѣе полно въ другихъ посланіяхъ этого апостола. Единственное
изъ . семи соборныхъ посланій, противъ подлинности котораго мо-