Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПИСАНІЯ АПОСТОЛОВЪ И РАННИХЪ ХРИСТІАНЪ. 147 чѴ У &- но оно все еще представляется ему въ качествѣ „закона", хотя
преобразуется отъ „горы Синайской, рождающей въ рабство",
{Гал. гг, 24) въ „совершенный законъ свободы" (Іак. і, 25; и, 12).
Читая посланіе св. Іакова, мы ннолнѣ можемъ представить себѣ
настроеніе матери церкви іерусалимской и понять, что въ вели¬
комъ потокѣ божественнаго откровенія нѣтъ перерыва. Для него
и для іудейскихъ христіанъ, которыхъ онъ былъ признаннымъ вож¬
демъ, христіанство было не столько провозглашеніемъ Новаго,
сколько исполненіемъ Ветхаго Завѣта. 5. Въ интересахъ полноты уясненія той или другой истины
всегда было необходимо и даже желательно, чтобы въ каждомъ
вѣкѣ выступали особенно одаренныя лица, задачей которыхъ было
развить одну извѣстную сторону и запечатлѣть весь остовъ ихъ
религіозной системы печатью своей могучей индивидуальности. Та¬
ковы именно въ отношеніи различныхъ сторонъ истины христіан¬
ства были св. ап. Павелъ и св. Іаковъ. Уже во время ихъ жизни
были люди, преувеличивавшіе и извращавшіе тѣ истины, про¬
возглашеніе которыхъ было ихъ задачей. Послѣ ихъ смерти высту¬
пали маркіониты и антиноміане, извращавшіе ученіе ап. Павла,
выступали евіониты и назореи, которые ложно приписывали себѣ
авторитетъ св. Іакова. Но къ счастью во всѣ вѣка находятся хри¬
стіане, кОторые, признавая главнѣе всего одного небесняго Учителя,
принимаютъ истину въ ея общей, чуждой всякаго личнаго отпе¬
чатка сущности. Таковъ былъ св. ап. Петръ. Онъ можетъ видѣть
всѣ стороны истины, съ какихъ представляютъ ее его великіе совре¬
менники. Онъ по преимуществу апостолъ каѳоличности. Своимъ
поступкомъ въ Кесаріи онъ показалъ, что убѣжденія его склоня¬
лись на сторону апостола народовъ; и въ Антіохіи—-что онъ не
могъ вполнѣ освободиться отъ привычекъ, внѣдренныхъ въ него
воспитаніемъ въ началахъ св. Іакова. Онъ не могъ и не хотѣлъ
совершенно освободиться отъ обаянія того личнаго превосходства,
которое онъ признавалъ какъ въ лицѣ великаго міроваго миссіо¬
нера, такъ и въ лицѣ непреклоннаго епископа іерусалимскаго. Въ
посланіяхъ ап. Петра мы можемъ прослѣдить мысли и выраженія
обоихъ этихъ великихъ вождей. Онъ со всею энергіей Іакова оста¬
навливается на величіи и значеніи практической добродѣтели, и
почти съ ревностью ап. Павла—на исключительно христіанскихъ
побужденіяхъ. Но въ его цѣль не входитъ задача слѣдовать за
ап. Павломъ въ логическомъ развитіи и формулированіи христіан¬
скаго богословія, равно какъ съ исключительностью св. Іакова
.останавливаться на христіансной жизни. Даже употребляя языкъ,
которымъ какъ шибболетомъ пользовались люди партіи, онъ ли¬
шаетъ его всякаго партійнаго духа. Онъ не сочувствовалъ духу, ■ іо*