Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
144 Ьервые дни христіанства. и Іоанномъ, которые лично знали (какъ не зналъ даже ан. Па¬
велъ) Іисуса Христа во время Его земной жизни, и Іаковомъ,
братомъ Господнимъ, который провелъ столь много лѣтъ въ суро¬
вомъ соблюденіи всѣхъ іудейскихъ законоположеній? Мы терялись бы
въ напрасномъ изумленіи при видѣ возрастанія ересей. Если мар-
кіонство и антиноміанетво возникли изъ прямаго извращенія ученія
ап. Павла, то въ чемъ состояло ученіе, на которомъ основали
свои взгляды назореи и эвіониты, элхасаиты и хиліасты? Однимъ
словомъ не будь у насъ тѣхъ девяти книгъ Новаго Завѣта, ко¬
торыя подлежатъ нашему изслѣдованію въ настоящей книгѣ, ранняя
исторія христіанства представляла бы собою хаосъ безнадежныхъ
и неувѣренныхъ данныхъ. Мы чувствовали бы, что наши свѣденія
до прискорбія не полны; что только въ единствѣ, примиряющемъ
меньшее различіе безъ полнаго исчезновенія, только въ синтезѣ
мнѣній, которыя различны безъ противорѣчія, мы можемъ соста¬
вить полное понятіе о всѣхъ сторонахъ священной истины. Но этого именно дара и сподобилъ насъ св. Духъ Божій.
Кромѣ четырехъ евангелій, кромѣ тринадцати посланій ап. Павла,
мы имѣемъ еще девять книгъ Новаго Завѣта, которыя состав¬
ляютъ произведенія пяти различныхъ авторовъ, и каждый изъ
этихъ краткихъ, но драгоцѣнныхъ документовъ отличается своимъ
особеннымъ характеромъ. 1) Среди этихъ книгъ самое главное мѣсто, по глубинѣ и
значенію богословскихъ истинъ, занимаетъ Посланіе къ Евреят.
Посланіе это представляетъ собою послѣднее выраженіе боговдо¬
хновенной богословской мысли великаго апостола народовъ, и при
томъ по вопросу, отъ рѣшенія котораго зависѣло установленіе
окончательныхъ отношеній между Ветхимъ Завѣтомъ и Новымъ,
между іудействомъ и христіанствомъ. Вопросъ этотъ съ великою
силою богословской аргументаціи разсматривался и раньше, именно
въ посланіяхъ къ Римлянамъ и Галатамъ, — но тамъ апостолъ
занятъ былъ выясненіемъ почти исключительно теоретической сто¬
роны христіанскаго вѣроученія въ отличіе отъ обрядоваго іудей¬
ства, и потому тамъ съ такою настойчивостью выставляется зна¬
ченіе благодати и вѣры въ дѣлѣ оправданія и спасенія и опре¬
дѣляется истинное назначеніе Моисеева закона лишь какъ подго¬
товленія къ христіанству. Какъ ни сильна и ни полна эта аргу¬
ментація, но она не могла убѣдить всѣхъ іудеевъ въ превосход¬
ствѣ этого Новаго Завѣта надъ Ветхимъ именно вслѣдствіе своей
отвлеченности, непривычной для іудейскаго ума. Поэтому оказа¬
лось необходимымъ повторить эту аргументацію для нихъ, но съ
новой стороны, именно съ точки зрѣнія фактическаго и положи¬
тельнаго. древосходства Новаго Завѣта надъ Ветхимъ. Къ этой