Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
тгигатхлг ТШѴѵ. :олхиг и расматривагощихъ ихъ съ другой точки зрѣнія. Мы слышали бы
отголоски споровъ столь сильныхъ и столь возбужденныхъ, что они
служили причиною разногласія и споровъ даже среди самихъ апо¬
столовъ, и нашли бы слѣды того, что хотя эти споры были ведены
съ такою христіанскою снисходительностью съ обѣихъ сторонъ,
что не могли выродиться въ расколы, тѣмъ не менѣе они продол¬
жали служить причиною раздѣленія между различными школами
богословской мысли. Взявъ Коринѳскую церковь за образчикъ дру¬
гихъ церквей, мы нашли бы, что тамъ были партія Кифы, партія
Аполлоса, партія Христа, равно какъ и еще одна партія, которая
на своемъ знамени выставляла имя ап. Павла; и если даже до¬
пустить, что Коринѳская церковь отличалась исключительными раз¬
дорами, то всетаки изъ посланія въ Галатамъ и изъ другихъ источ¬
никовъ нельзя было бы не видѣть, что были такіе іудеи, которые,
называя себя христіанами, высказывали притязаніе на тождествен¬
ность своихъ взглядовъ съ взглядами св. Іакова и къ имени и тру¬
дамъ апостола народовъ относились не только съ холоднымъ не¬
сочувствіемъ, но и съ положительнымъ неодобреніемъ и враждеб¬
ностью. Мы чувствовали бы, что у насъ мѣтъ матеріаловъ для состав¬
ленія полнаго мнѣнія касательно характера внутренней жизни ран¬
няго христіанства. Намъ непремѣнно требовалось бы даже хотя
нѣсколько новыхъ словъ для ознакомленія съ тѣмъ, какіе именно
иункты ученія раздѣляли приверженцевъ св. Іакова, Петра, Іоанна
и Аполлоса отъ ученія великаго апостола-миссіонера, который
человѣческою ученостью и чисто умственными дарованіями, равно
какъ и обширными подвигами своего пожизненнаго мученичества,
такъ много превосходилъ ихъ всѣхъ. Мы были бы готовы принести
въ жертву не малую часть классической литературы за всякое,
хотя бы самое короткое свидѣтельство, которое доставило бы намъ
надлежащія данныя для ознакомленія съ ученіемъ апостоловъ, жив¬
шихъ въ дружественной приближенности къ Спасителю у озера
Галилейскаго; или съ ученіемъ какихъ либо другихъ раннихъ обра-
щенцевъ, которые, подобно самому ап. Павлу, составляли свое
сужденіе о христіанствѣ въ полномъ разцвѣтѣ своихъ умственныхъ
силъ и просвѣщенной возмужалости. Мы, правда, знали бы, какъ
христіанство проповѣдывалось человѣкомъ, который жилъ въ те¬
ченіе многихъ лѣтъ въ языческихъ общинахъ, котораго іудейское
образованіе, полученное у ногъ Гамаліила, получило значительное
дополненіе и видоизмѣненіе во время его жизни въ ученомъ Тарсѣ, и
еще больше вслѣдствіе его обширнаго знакомства съ городами
и нравами всевозможныхъ людей; но мы невольно должны бы были
спрашивать себя, такъ ли именно, а если нѣтъ, то съ какими видо¬
измѣненіями—вѣра Христова проповѣдывалась апостолами Петромъ