Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПИСАНІЯ АПОСТОЛОВЪ И РАННИХЪ ХРИСТІАНЪ. 141 Св. ап. Варѳоломей (Наѳанаилъ), по преданію, путешествовалъ
въ Индію н -принесъ туда евангеліе св. Матѳея 97). Послѣ пропо¬
вѣди въ Ликаоніи и Арменіи, онъ, по преданію, или былъ казненъ
содраніемъ съ него кожи, или распятъ головою внизъ въ Албано-
полѣ, въ Арменіи. Псевдо-Діонисій приписываетъ ему замѣчательное
изреченіе, что „богословіе въ одно и тоже время и велико и очень
мало, и евангеліе широко и велико, а также сжато “ 98). Св. ап. Матѳей, по преданію, проповѣдывалъ въ Парѳіи и
Эѳіопіи и въ послѣдней потерпѣлъ мученичество въ Наддаберѣ ").
Согласно свидѣтельству св. Климента, онъ питался только тра¬
вою ,0°), ведя образъ жизни, по своей простотѣ и самоотреченію,
приближавшійся къ ессейскому. Св. ап. Ѳома называется апостоломъ Индіи и, по преданію,
основалъ христіанскія общины въ Индіи, и доселѣ называющія
себя его именемъ. Но это, невидимому, ошибка. Ѳеодоритъ го¬
воритъ, что Ѳома, учредившій эти церкви, былъ манихей и „дѣянія
Ѳомы проникнуты манихебскимъ духомъ". Оригенъ говоритъ, что
этотъ апостолъ проповѣдывалъ въ Парѳіи Въ четвертомъ сто¬
лѣтіи его гробница показывалась въ Едессѣ ,сг). Св. ап. Іаковъ меньшій, сынъ Алфея, котораго православная
греческая церковь отличаетъ отъ Іакова, брата Господня, по пре¬
данію, былъ распятъ во время проповѣди въ Остракпнѣ, въ ниж¬
немъ Египтѣ І08). Св. ап. Симонъ Зилотъ проповѣдывалъ и распятъ былъ, по
одному преданію, въ Вавилонѣ, по другому—на Британскихъ
островахъ Іо4). Свв. апостолы Іуда Леввей и Ѳаддей, по преданію, отправлены
были св. ап. Ѳомою къ Авгары, царю едесскому, и потерпѣли
мученичество въ Беритѣ 1<“). Скудныя, противорѣчивыя, позднія и никѣмъ неудостовѣрен¬
ныя свидѣтельства, основанныя большею частью на позднѣйшихъ
соображеніяхъ и записанныя главнымъ образомъ писателями въ
родѣ Григорія Турскаго, не раньше шестаго столѣтія, и Никифо¬
ромъ Каллистомъ, въ четырнадцатомъ столѣтіи, очевидно не мо¬
гутъ имѣть большаго историческаго значенія. Все, что можно
вывести изъ нихъ, это убѣжденіе, отголоски котораго мы видимъ
даже у Климента Александрійскаго и Оригена, что апостолы про-
повѣдывали во многихъ и далекихъ странахъ и многіе изъ нихъ
потерпѣли мученичество. Было бы странно, если бы никто изъ
двѣнадцати не потерпѣлъ такой именно кончины во время нро-
повѣди. среди языческихъ и варварскихъ народовъ; а что они
дѣйствительно проповѣдывали тамъ, это дѣлается вѣроятнымъ
вслѣдствіе чрезвычайной древности и замѣтнаго іудейско-христіан¬