Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ТШСАТШі ЖтНТГЦЛЦБЪ—И ГАИИИАЪ—ЗПРИСПЖНЧй "ГТ5ТГ тайныхъ намековъ въ пастырскихъ посланіяхъ. Въ отношеніи по¬
дробностей многихъ лѣтъ въ жизни ап. Павла мы не имѣемъ ни¬
чего такого, на что бы можно было опереться, исключая легкихъ
и неопредѣленныхъ намековъ, ходячихъ слуховъ и ложныхъ впе¬
чатлѣній, создаваемыхъ произвольными измышленіями еретическихъ
сказаній. Это молчаніе есть вѣроятно само по себѣ результатъ страш¬
ныхъ сценъ, въ которыхъ погибли апостолы. Для безопасности
всей общины было необходимо, чтобы книги христіанъ, въ случаѣ
выдачи ихъ несчастною слабостью „предателей", или открытія
пронырливою злобою доносчиковъ, не содержали въ себѣ ничего
компрометирующаго ихъ. Но какъ могъ бы напримѣръ писать
св. Лука, не компрометируя себя и общины христіанъ, если бы
онъ хотѣлъ подробно изложить ужасы Неронова гоненія? Не ли¬
шено основанія предположеніе, что внезапное окончаніе книги
Дѣяній Апостольскихъ могло зависѣть именно отъ невозможности
говорить безъ негодованія и отвращенія объ императорѣ и прави¬
тельствѣ, которые между 64 и 68 годами подвергали невинныхъ
мужей и я;енъ жестокостямъ, возбуждавшимъ состраданіе даже
самихъ язычниковъ. Всякій іудей и христіанинъ, бравшіеся за
такія тэмы, могли трактовать о нихъ только подъ маской крипто¬
графа, скрывая значеніе своего сочиненія отъ всѣхъ, кромѣ не¬
многихъ посвященныхъ въ такіе символы, какъ символы Апока¬
липсиса. Только въ этой одной книгѣ мы имѣемъ возможность
слышать тотъ вопль ужаса, который звѣрскія жестокости Нерона
вырывали изъ груди христіанъ. Но если мы такъ мало знаемъ хотя сколько нибудь достовѣр¬
наго о св. ап. Петрѣ, то неудивительно, что о другихъ апосто¬
лахъ, за единичнымъ исключеніемъ ап. Іоанна и (въ болѣе широ¬
комъ смыслѣ слова „апостолъ") св. Іакова, брата Господня, мы
едва ли знаемъ что нибудь вообще. Апостоламъ Петру, Іоанну и
Іакову, брату Господню, по вѣрованію христіанъ, Христосъ, послѣ
своего воскресенія „открылъ истинный гнссисьи, т. е. глубочай¬
шее разумѣніе христіанскаго ученія 9С). Замѣчательно, что такъ
мало повѣствуется объ остальныхъ апостолахъ и даже это малое
всецѣло зависитъ отъ неопредѣленнаго и неудостовѣреннаго пре¬
данія. Странствовали ли они всѣ въ качествѣ миссіонеровъ?
Умерли ли они всѣ, какъ мученики? Иракліонъ, во второмъ сто¬
лѣтіи, свидѣтельствовалъ, что апостолы Матѳій, Ѳома, Филиппъ и
Матѳей умерли естественною смертью и св. Климентъ Александ¬
рійскій приводитъ это свидѣтельство безъ всякаго опроверженія 91).
Въ новомъ завѣтѣ повѣствуется о смерти только одного апостола
и повѣствуется лишь въ двухъ словахъ— аѵеіХе [туаіра— я убитъ