Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЛЮБОВЬ КЪ БЛИЖНИМЪ И САМООТВЕРЖЕНІЕ ПЕРВЕНСТВУЮЩ. ХРИСТІАНЪ. 137 Изъ такой чистоты мученичества, съ одной стороны изъ доб¬
рой совѣсти страдать только за Христа, изъ такой трезвенности и
ясности съ другой стороны, рождался миръ и возсіявала радость,
съ которою исповѣдники Христа шли на' смерть и претерпѣвали
муки, которыя были хуже смерти и мгновенной смерти. Самое
худшее заключается не въ мгновенной смерти и даже не въ изыскан¬
ныхъ мученіяхъ, часто предшествовавшихъ смерти. Чтобы измѣрить
все величіе борьбы, нужно взглянуть и на внутреннюю борьбу,
которая предшествовала внѣшней и сопровождала ее. Сколько иску¬
шенія заключалось въ томъ, чтобы какимъ нибудь способомъ отверг¬
нуть необходимость мученія, представить себѣ смерть какъ безпо¬
лезную жертву, которую можно избѣгнуть именно тогда, когда
было такъ легко избѣгнуть страданія, если, какъ это случалось,
продажные судьи за деньги предлагали христіанамъ видъ въ до¬
казательство того, что они принесли языческимъ богамъ жертву,
или если благорасположенные судьи представляли осужденнымъ,
что дѣло идетъ только о внѣшней церемоніи, которую можно со¬
вершить, не оскорбляя своего убѣжденія! Ужаснѣе всякихъ мукъ,
причинявшихся желѣзомъ и огнемъ, голодомъ и жаждой, было то,
когда приходилось отрываться отъ отца и матери, жены и дѣтей
и не обращать вниманія на ихъ мольбы, ихъ вопли, ихъ слезы.
Тяжелѣе чѣмъ мгновенная смерть на эшафотѣ, было изгнаніе въ
рудники, гдѣ христіане, подъ надзоромъ изверговъ человѣчества,
звѣрски обращавшихся съ ними, должны были работать при
скудномъ питаніи, одѣтые въ лохмотья, подвергаясь жестокимъ
побоямъ; и всетаки, стоило имъ сказать только одно слово и они
могли получить свободу. Еще болѣе тяжкое испытаніе пере¬
носили отдѣльныя лица. Христіанскихъ дѣвицъ (что поистинѣ
было сатанинскимъ измышленіемъ) часто присуждали на отдачу въ
публичные дома, чтобы тамъ предоставлять ихъ на поруганіе вся¬
кому. Язычники, знали, какъ высоко христіанки цѣнили свое
цѣломудріе и что для нихъ потеря его была мучительнѣе смерти.
И тѣмъ не менѣе, когда христіанской дѣвицѣ Сабинѣ, въ Смирнѣ,
произнесенъ былъ подобный приговоръ, она отвѣчала только: „такъ
Богу угодно"! 89) Это, поистинѣ, святое геройство! Это значитъ
торжествовать надъ всѣмъ чрезъ Христа. Вѣра, которая такъ лю¬
била и страдала, была непобѣдима, ей была обезпечена побѣда, и
апостолъ, еще раньше наступленія всякой борьбы, могъ сказать о
ней: „Вѣра наша есть побѣда, побѣдившая міръ" (1 Іоан, у, 4).