Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ТХ7ХГ ТІЕРБЫЕ^ДНИ-ХРИСТІАНСТВА. Когда онъ взятъ будетъ, тогда и пусть говоритъ: ибо въ часъ
тотъ будетъ говорить чрезъ насъ живущій въ насъ Господь".
Когда во время эпидеміи въ Карѳагенѣ нѣкоторые христіане горе¬
вали о томъ, что они могутъ умереть на одрѣ болѣзни, а не отъ
мученія, то епископъ говорилъ имъ: „во-первыхъ, мученическая
смерть находится не въ твоей власти, но зависитъ отъ власти
Божіей. Затѣмъ Богъ испытуетъ сердца и утробы и видитъ твое
настроеніе. Иное дѣло, если настроенію не достаетъ мученичества,
иное дѣло, если мученичеству не достаетъ настроенія. Ибо Богъ
не желаетъ нашей крови, но нашего настроенія. Эта болѣзнь
пригодна къ тому, чтобы испытывать душевное настроеніе".
Учители церкви никогда не упускаютъ случая напоминать, что
гоненіе въ тоже время есть судъ надъ церковью и грозный при¬
зывъ къ покаянію. При такой трезвости взгляда хрйстіане тщательно пользова¬
лись всѣми дозволенными средствами для избѣжанія гоненій. Можно
ли бѣгать ихъ?—объ этомъ мнѣнія раздѣлялись. Тертулліанъ отвѣ¬
чаетъ на этотъ вопросъ отрицательно 88). Но большинство отвѣ¬
чало на него утвердительно, ссылаясь на извѣстное повелѣніе Го¬
спода, но только это бѣгство не должно заключать въ себѣ отвер¬
женія вѣры. Оно должно быть только самоудаленіемъ, причемъ
однакоже все предоставляется Господу и сохраняется готовность
претерпѣть все, когда настанетъ часъ къ тому. Такъ, на нѣкоторое
время удалялись свв. Поликарпъ и Кипріанъ, но оба своего муче¬
ническою смертью доказали, что ихъ удаленіе не было бѣгствомъ,
а только устраненіемъ отъ опасности до надлежащаго часа. Не
считалось незаконнымъ по тогдашнему обычаю склонять въ пользу
общины подарками римскихъ чиновниковъ, которые часто дѣйство¬
вали по своему произволу. Но чтобы всякій во время гоненія
освобождался подкупомъ или обезпечивалъ себѣ безопасность обма¬
номъ,—это вообще считалось отверженіемъ вѣры. Съ другой сто¬
роны христіане должны были опасаться всего, что только могло
привлечь на нихъ вниманіе язычниковъ или возбудить ихъ къ
большей жестокости. Св. Кипріанъ при началѣ гоненія предусмо¬
трительно дѣлаетъ необходимыя въ этомъ отношеніи распоряженія.
Духовные должны были при посѣщеніи исповѣдниковъ въ темни¬
цахъ мѣняться; народъ не долженъ былъ массами стремиться въ
темницы. „Мы должны,, пишетъ онъ, во всемъ быть кроткими
и смиренными, какъ подобаетъ рабамъ Божіимъ, сообразоваться съ
временемъ и заботиться о спокойствіи". Спокойно ожидали они того
момента, когда гоненіе постигало какого нибудь отдѣльнаго члена,
но тѣмъ съ большею твердостью и большимъ терпѣніемъ перено¬
силось все то, что постигало во время этого гоненія.