Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЛЮБОВЬ КЪ БЛИЖНИМЪ И САМООТВЕРЖЕНІЕ ПЕРВЕНСТВУЮ!!],. ХРИСТІАНЪ. 135 Въ этой чистотѣ мученичества заключалась и его сила. Если
бы христіане позволили себѣ поддаться искушенію оказать факти¬
ческое противодѣйствіе преслѣдующему ихъ государству, то они
погибли бы. Государство раздавило бы ихъ своею чудовищною
силою. Если бы они увлеклись чувствомъ гнѣва или мстительности,
то исчезла бы вся ихъ сила, ихъ собственная совѣсть была бы
запятнана и ихъ мученичество лишилось бы способности дѣйствовать
на совѣсть. Въ томъ и заключается сила чистаго мученичества, что
оно не только своимъ терпѣніемъ притупляло противниковъ, но и
высотою своего свидѣтельства поражало совѣсть людей. Какъ часто
случалось, что пораженные этимъ непреодолимымъ свидѣтельствомъ
сами гонители, па самомъ мѣстѣ казни, обращались въ новую
вѣру и дѣлались христіанами!.. Истинность христіанскаго мученичества затѣмъ обнаруживается
въ томъ, что оно совершенно чуждо всякаго фанатизма и мечта¬
тельнаго увлеченья. Мечтательство есть быстро воспламеняющійся,
но въ тоже время и столь же быстро погасающій нечистый огонь.
Оно не достигло бы здѣсь ничего, погасло бы предъ напоромъ
силы римскаго государства и не въ состояніи было бы нроизвесть
тѣхъ нравственныхъ вліяній, какія въ дѣйствительности произво¬
дило христіанское мученичество. Фанатизмъ никогда еще не осно¬
вывалъ церкви, и даже тамъ, гдѣ онъ имѣлъ успѣхъ, онѣ были
лишь кратковременны. Фанатизмъ представляетъ собою огонь, ко¬
торый только истребляетъ. Въ общемъ церковь чудеснымъ обра¬
зомъ сохранила себя чистою отъ примѣси этихъ чуждыхъ элемен¬
товъ; хотя и должно признать, что именно во время монтанист-
скаго движенія и подъ вліяніемъ увлеченія имъ кое-гдѣ и пересту¬
пались должныя границы. Среди христіанъ уже и тогда были слабые
и грѣховные люди, и въ жизни ихъ не было совершенства. По
отношенію къ языческому культу, языческимъ богамъ христіане не
позволяли себѣ. никакихъ насмѣшекъ, никакихъ оскорбительныхъ
или поносительныхъ выраженій. Совершенно одиноко стоитъ слу¬
чай, .когда христіанинъ разбилъ изображеніе идола и). Бывали
правда случаи, что отдѣльные, мечтательно возбужденные христіане
нарочито добивались мученичества, но церковь всегда рѣшитель¬
нѣйшимъ образомъ не одобряла такихъ дѣйствій. „Мы“, пишетъ
Смирнская община въ посланіи, въ которомъ она извѣщаетъ о
мученической смерти своего епископа св. Поликарпа, „не хва¬
лимъ тѣхъ, которые предаютъ себя сами, ибо евангеліе не учитъ
сему . Св. Кипріанъ увѣщавалъ свою общину вовремя жестокаго
гоненія такимъ образомъ: „согласно ученію, которое вы отъ меня
приняли, пребывайте въ покоѣ. Никто не производи безпокойства
среди язычниковъ, или не предавай себя самого язычникамъ.