Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
134 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. Благороднѣйшимъ выраженіемъ этой чистоты мученичества
было то, что мученики умирали съ славословіемъ и благодареніемъ.
„Христіанинъ даже и осужденный на смерть изрекаетъ только
хвалу и благодареніе и),—сколько безчисленныхъ примѣровъ въ
подтвержденіе этого выраженія встрѣчается въ жизни мучениковъ!
„Господи, Всемогущій Боже!“ молится св. Поликарпъ, уже’ стоя
на кострѣ, „Отче Твоего возлюбленнаго Сына,-' Іисуса Христа,
чрезъ котораго мы получили отъ Тебя познаніе, Богъ ангеловъ
и всея твари, всего человѣческаго рода, праведныхъ, живущихъ
предъ лицемъ Твоимъ: я славлю Тебя, что Ты сподобилъ меня
въ этотъ день и въ этотъ часъ причаститься въ числѣ Твоихъ сви¬
дѣтелей чаши Христа Твоего! “ Сциллитанійскіе мученики въ Ну¬
мидіи (въ 180 г.), выслушивая смертный приговоръ, благодарили
Бога и, взойдя на эшафотъ, еще разъ пали на колѣна и благо¬
дарили опять. Очень часто мы слышимъ также, что они, по при¬
мѣру св. первомученика Стефана, молились за своихъ враговъ.
Одинъ палестинскій христіанинъ, по имени Павелъ, до того мо¬
мента, какъ получить смертельный ударъ, молился, чтобы Богъ
привелъ всѣхъ язычниковъ къ вѣрѣ и спасенію и простилъ судью,
приговорившаго его къ смерти, и того палача, который приводилъ
этотъ приговоръ въ исполненіе “*). Одинъ мученикъ, Піоній, въ
Смирнѣ, изъ самаго пламени костра молился за императора, своихъ
судей и всѣхъ язычниковъ. Когда онъ завершилъ свою молитву
громкимъ возгласомъ „ аминь “, пламя закрыло его и задушило въ
немъ жизнь ). При самыхъ тяЖкихъ страданіяхъ христіанъ, мы никогда не
слышимъ выраженій мщенія или гнѣва, не слышимъ никакихъ
проклятій или злословій. Ничего подобнаго не встрѣчается и въ
надписяхъ катакомбъ. Нигдѣ не призывается праведнаго возмездія
на гонителей. Только одинъ вздохъ читаемъ мы въ катакомбѣ
Каллиста: „о! жалкія времена, когда мы даже въ пещерахъ не
можемъ избѣгнуть нашихъ враговъ! “ Не встрѣчается даже изобра¬
женій гоненія (исключая изображенія суда надъ однимъ христіани¬
номъ, на кладбищѣ Претекстата). Часто встрѣчаются только сим¬
волическія изображенія въ родѣ Даніила во рвѣ .львиномъ,» трехъ
отроковъ въ огненной пещи, Иліи, мчащагося на огненной коле¬
сницѣ на небо. Если мы примемъ во вниманіе тотъ пылъ нена¬
висти, съ которымъ язычники гнали христіанъ, тѣ безчеловѣчныя
жестокости, которыя они позволяли себѣ по отношенію въ нимъ,
то вполнѣ поймемъ чистоту мучеййчества христіанъ, которые
вполнѣ слѣдовали слову апостола: „не воздавайте зломъ за зло!(‘
и увѣщанію Господа: „молитесь за тѣхъ, которые поносятъ и го¬
нятъ васъ“. '. ■ :