Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЛЮБОВЬ КЪ БЛИЖНИМЪ а САМООТВЕРЖЕНІЕ ПЕРВЕНСТВУЮ ГЦ. ХРИСТІАНЪ. 1 Б“37 рушатъ государственные законы. „Я готовъ почитать императора,
говоритъ Ѳеофилъ въ посланіи къ Автолику, но „не тѣмъ, что я
«молюсь ему, а тѣмъ, что я молюсь за него. Только истинному
Богу молюсь я, зная, что императоръ поставленъ отъ Него. Ты
быть можетъ спросишь: зачѣмъ ты не молишься императору? Я
отвѣчаю: потому, что онъ существуетъ не для того, чтобы ему мо¬
литься, а для того, чтобы почитать его законнымъ образомъ. Ибо
онъ не Богъ, а человѣкъ, поставленный Богомъ не для того, чтобы -боготворить его, но чтобы судить справедливо" 8о). Тертулліанъ обращаетъ вниманіе язычниковъ на то 81), что христіане были бы
въ состояніи противиться власти и силою бороться за свободу своей
вѣры, такъ какъ они столь многочисленны и въ городахъ почти
повсюду составляютъ большинство. Тѣмъ не менѣе они слѣдуютъ пред¬
писаніямъ своей божественной религіи о терпѣніи и живутъ въ тишинѣ
и смиреніи, не отличаясь ничѣмъ другимъ, кромѣ какъ улучшеніемъ
своей прежней жизни. Справедливо онъ указываетъ на то, что
христіане представляютъ собою болѣе вѣрныхъ и покорныхъ под¬
данныхъ императора, чѣмъ язычники. Онъ восклицаетъ иронически:
„мы знаемъ вѣрность римлянъ по отношенію къ кесарямъ! Никогда
вѣдь у нихъ не производилось никакого заговора, никогда ни сенатъ,
ни императорскій дворецъ не обагрялись кровью императоровъ! Ихъ
величества всегда почитались въ провинціяхъ! И однакоже почва Сиріи все еще, пахнетъ трупомъ, и воду своей Роны Галлія >Г- . еще не очистила отъ крови, которою обагрена была она". Затѣмъ
онъ выставляетъ вѣрность и послушность христіанъ, которые не
вмѣшиваются ни въ какія интриги, ни въ какіе заговоры, молятся
•въ своихъ собраніяхъ объ императорѣ, каковъ бы ни былъ этотъ
, императоръ, просятъ ему отъ Бога долгоденствія, мирнаго царство-
манія, безопасности во дворцѣ, храбраго воинства, вѣрности въ
сенатѣ, добродѣтели въ народѣ, мира во всемъ мірѣ. „И съ пра¬
вомъ,. заключаетъ ,онъ, моѣъ бы я сказать, что императоръ
болѣе нашъ, чѣмъ вашъ, такъ какъ его поставилъ нашъ Богъ“ 82).
•Христіане тщательнѣйшимъ образомъ заботились о томъ, чтобы
въ, возбужденіи какого либо кроваваго гоненія не сдѣлать чего
отбудь такого, что могло бы показать хотя бы тѣнь непослу¬
шанія. Такъ св. Кипріанъ ясно не одобряетъ 83), когда люди,
изгнанные изъ за своей христіанской вѣры, возвращались назадъ,
не иолуча яснаго позволенія отъ надлежащихъ властей. „Если
вы-, говоритъ онъ имъ, теперь будете взяты и наказаны, то понесете за ваше непослушаніе заслуженную кару, а не будете страдать за ХристаДаже преслѣдующей его власти, даже ея
несправедливости и жестокости христіанинъ ничѣмъ не долженъ
противиться кромѣ своихъ тихихъ и терпѣливыхъ страданій. : , Га; *;лі. ШІ . -.ч'-ЛъЫв :