Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
7*Ѵ въ служеніи долгу человѣколюбія 79). И это христіане дѣлали въ
то время, когда они жесточайшимъ образомъ преслѣдовались языч¬
никами, когда мечъ ежедневно висѣлъ надъ ихъ головами. Рука объ руку съ любовью шли и страданія христіанъ. Сви¬
дѣтельство словомъ, жизнью и любовью завершалось свидѣтельствомъ
крови въ мученичествѣ. Особенное значеніе мученичества заклю¬
чается именно 'въ томъ, что смерть была завершеніемъ заявлен¬
наго жизнью свидѣтельства. Особенное значеніе-мученичеству при¬
даютъ не самыя страданія, не муки казни или смерти, но то на¬
строеніе, въ которомъ переносилось все это. Не каждое мучени¬
чество есть торжество для церкви, но только истинное и чистое.
Первымъ признакомъ истинности и чистоты мученичества было
то, что въ настроеніи и поведёніи мученика не заключалось ни¬
какого противленія государству и установленной Богомъ власти.
Христіанинъ всегда и во всемъ признавалъ предержащую власть,
почиталъ всѣ исходящіе отъ нея законы и распоряженія, даже
и тогда, если эти законы и распоряженія шли противъ слова Бо¬
жія. Въ такомъ случаѣ онъ, — хотя и не можетъ оказывать имъ
своего уваженія повиновеніемъ, такъ какъ онъ долженъ больше
повиноваться Богу, чѣмъ людямъ,—оказываетъ имъ уваженіе тѣмъ,
что охотно и терпѣливо переноситъ все, чему подвергаютъ его
эти законы. Въ такихъ случаяхъ онъ оказываетъ почтеніе власти
и закону своими страданіями, и по существу дѣла человѣкъ ни¬
чѣмъ не можетъ оказать большаго уваженія къ закону, какъ тѣмъ,
что онъ приноситъ въ жертву этому закону свою жизнь. Но всякое
противленіе власти, всякое неуваженіе къ изданнымъ ею законамъ
есть грѣхъ въ его глазахъ. Такъ, онъ страдаетъ не за зло, но
за добро (1 Петр. н, 20; ш, 17); онъ единственно страдаетъ за
Христа. И апостолъ прямо говоритъ: „кто сдѣлаетъ вамъ зло,
если вы будете ревнителями добраго"? (1 Пет. ш, 13). Первые христіане тщательно охраняли эту чистоту мучениче¬
ства. Всегда и повсюду они старались оказывать почтеніе импе¬
ратору, повиноваться ему во всемъ въ качествѣ послушныхъ под¬
данныхъ, исключая тѣхъ случаевъ, когда онъ повелѣвалъ отказы¬
ваться отъ Христа и поклоняться идоламъ. Нигдѣ мы не видимъ
противленія власти, и если она подвергала христіанъ преслѣдова¬
ніямъ за вѣру, то они терпѣливо терпѣли,, даже и при смерти
молясь о благѣ императора. Безчисленное множество разъ мученики
предъ своими судьями, подъ муками пытки на эшафотѣ, доказы¬
вали, что они согласны во всемъ повиноваться императору, но
только не могутъ боготворить его и приносить ему куренія. Какъ
часто апологеты утверждаютъ, что христіане покорные подданные,
которые считаютъ преступленіемъ совѣсти даже и въ мелочахъ на-