Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
•ЛЮБОВЬ КЪ БЛИЖНИМЪ И САМООТВЕРЖЕНІЕ ПЕРВЕЯСТВУГОЩ. ХРИСТІАНЪ. 131 въ извѣстномъ смыслѣ долженъ быть бѣднымъ, чтобы достигнуть
і царства небеснаго. Внѣшнее богатство и внѣшняя бѣдность были
[ лишь нѣчто второстепенное. Благочестивый бѣднякъ есть поистинѣ
' богатый, и нечестивый богачъ есть поистинѣ бѣдный. „Не иму¬
щество, говоритъ одинъ изъ отцевъ ,6), дѣлаетъ богатымъ или
^■бѣднымъ, но свойство души “. Въ полномъ упованіи на обогаще¬
ніе чрезъ бѣднаго Іисуса церковь смотрѣла на бѣдныхъ какъ на
|«вое сокровище, посредствомъ которыхъ она служила своему Го-
>плоду. Когда послѣ мученической смерти Сикста епископа, отъ
уего діакона Лаврентія потребовали, чтобы онъ показалъ и выдалъ
|-всѣ сокровища церкви, то онъ созвалъ всѣхъ бѣдныхъ и, указы¬
вая на нихъ городскому префекту, сказалъ: „вотъ сокровища
} церкви41 ’!'!)! Церковь, имѣвшая такія сокровища, должна была
восторжествовать. Въ своей благотворительности она обладала
* средствомъ чистѣйшей пропаганды, которая наконецъ должна была
I склонить въ ея пользу и ея противниковъ. , Эта благотворительность производила тѣмъ большее впечатлѣніе
!■ на язычниковъ, что христіане не исключали изъ своей любви и
язычниковъ. „Наша религія, говоритъ св. Іустинъ Философъ,
і предписываетъ намъ любить не только нашихъ, но и чужихъ,
и даже враговъ". „Если.всѣ люди, говоритъ Тертулліанъ, имѣютъ
| любовь къ своимъ друзьямъ, то особенность христіанъ состоитъ
[ въ томъ, что они любятъ даже и тѣхъ, которые ненавидятъ ихъ“.
Г И это не были лишь простые обороты рѣчи. Когда во время св.
| Кипріана въ Карѳагенѣ свирѣпствовала страшная чума, и язычники
Доставляли своихъ больныхъ и трупы, вмѣсто погребенія, выбрасы-
IIвали на улицы, епископъ созвалъ свою общину и сдѣлалъ ей такое
'.предложеніе: „если мы будемъ дѣлать добро только нашимъ со¬
братьямъ, то мы будемъ дѣлать не болѣе того, сколько дѣлаютъ
:: мытари и язычники. Какъ истинные христіане,, мы должны по¬
бѣждать зло добромъ, любить и нашихъ враювъ, какъ увѣща-
ваетъ насъ Господь, и молиться за гонителей. Такъ какъ мы
урождены отъ Бога, то и должны показать себя сынами нашего
^■благаго Отца, который повелѣваетъ своему солнцу свѣтить на
[.добрыхъ и злыхъ и дождю изливаться на праведныхъ и неправед¬
ныхъ". По его призыву община приступила къ дѣлу. Одни да-
| вали. деньги, другіе работали сами, и скоро всѣ мертвые были по-
вГ гребени ,в).—Подобное же было и въ Александріи при эпидеміи
Гвъ царствованіе императора Галліена. Въ то время, какъ языч-
; ники бѣжали, заболѣвшихъ выгоняли изъ домовъ, полумертвыхъ
■[выбрасывали на улицы, христіане принимали во всѣхъ участіе, не
■щадили себя въ уходѣ за больными и умирающими, и нѣкоторые
ю тья, даже пресвитеры и діаконы, пожертвовали своею жизнью ‘ О*