Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
■пжгиБт дни—хгаѵпжнстВА. общинныя средства выкупала ихъ, въ случаѣ если ихъ положеніе
было особенно тяжелымъ и опаснымъ для ихъ христіанской вѣры
и христіанской жизни, и помогала имъ устроиться въ жизни.
Когда плѣнные попадали въ руки варваровъ, то христіане пла¬
тили выкупныя деньги за ихъ освобожденіе. Въ особенномъ попе¬
ченіи нуждались арестованные за свою вѣру. Они посѣщались въ
' своихъ темницахъ и вообще имъ оказывалось всякое попечете.
Св. Кипріанъ не перестаетъ въ своихъ написанныхъ изъ изгна¬
нія посланіяхъ рекомендовать ихъ попеченію діаконовъ. Благотво¬
рительность христіанъ переходила и предѣлы отдѣльной общины;
одна община помогала другой. Такъ уже въ апостольское время
мы видимъ, какъ языческія общины, помогали обѣднѣвшей общинѣ
іерусалимской. Римская община при Сотерѣ (150 г.) посы¬
лала богатые дары въ провинціи, чтобы тамъ облегчить бѣдствен¬
ность голода ,8). Въ то время, въ которое единство церкви еще
не выразилось во внѣшнихъ учрежденіяхъ, ее связывала между
собой единая вѣра и скрѣпляла единая любовь. По всему обшир¬
ному государству трудъ любви раскинулъ свою сѣть, и гдѣ бы
ни находился христіанинъ, даже у предѣловъ варваровъ или за
ними, онъ зналъ, что онъ близко къ своимъ собратьямъ, кото¬
рые готовы были во всякій моментъ помочь ему въ нуждѣ. Требовавшіяся для такого попеченія о бѣдныхъ средства, оче¬
видно, должны были быть очень значительными, и если принять
во вниманіе, что общины въ первое время по преимуществу со¬
стояли изъ низшихъ классовъ, то приходится удивляться тому,
что оказывалось возможнымъ собирать такія средства. Хотя изъ
древнѣйшаго времени мы не имѣемъ свѣденій объ объемѣ благо¬
творительности отдѣльныхъ общинъ, но, судя по тому, что мы
знаемъ изъ нѣсколько болѣе поздняго времени, благотворительность
эта, даже если принимать во вниманіе только денежныя средства, во
всякомъ случаѣ была очень значительною. Св. Кипріанъ съ лег¬
костью сбираетъ въ своей общинѣ 4,000 рублей, чтобы оказать
нумидійскимъ епископамъ содѣйствіе при выкупѣ плѣнныхъ. Нѣ¬
сколько позднѣе во время Деціева гоненія, римская община содер¬
жала полторы тысячи бѣдныхъ, вдовъ и дѣтей 74). Еще нѣсколько
позднѣе христіанская община въ Антіохіи, при численности въ
100,000 членовъ, содержала 3,000 бѣдныхъ 75). Но еще изуми¬
тельнѣе самого величія благотворительности тотъ духъ, съ кото¬
рымъ она производилась. Если у язычниковъ бѣдные, слабые,
угнетенные презирались, если тамъ основнымъ правиломъ было, что
всякій имѣлъ лишь столько значенія, сколько онъ имѣлъ имуще¬
ства, то напротивъ въ церкви основною заповѣдію было: блаженны
нищіе, потому что имъ принадлежитъ царство небесное. Каждый