Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. І28 связь между настоящей и загробной общиной ев). Сами усопшіе
этимъ какбы продолжали служить общинѣ. Затѣмъ дѣлались при¬
ношенія при особыхъ обстоятельствахъ по случаю радостныхъ со¬
бытій, въ день крещенія и т. д. Св. Кипріанъ продалъ принад¬
лежавшіе ему сады, и вырученныя деньги пожертвовалъ въ день
своего крещенія. Уже ранѣе образовался обычай отдѣлять начатки
плодовъ, гумна и виноградника, какъ вообще на содержаніе слу¬
жителей церкви, такъ и особенно на бѣдныхъ. Дѣлалъ ли хри¬
стіанинъ закваску &ля печенія хлѣба, открывалъ ли онъ сосудъ
съ чиномъ или масломъ, онъ отдѣлялъ первую часть отъ всего
этого и приносилъ церкви какъ благодарственную жертву. Бромѣ
того въ мѣстѣ собранія обыкновенно стояла кружка для бѣдныхъ
(называемая у Тертулліана агса, у св. Кипріана—согѣап), въ
которую каждый ежемѣсячно добровольно клалъ свое приношеніе.
Христіане въ этомъ очевидно слѣдовали обычаю, какъ онъ вы¬
работался и укрѣпился среди различныхъ обществъ. Каждый со¬
членъ тамъ платилъ ежемѣсячно извѣстный взносъ. Такъ же посту¬
пали и христіане съ тѣмъ только различіемъ, что у нихъ этотъ
взносъ былъ добровольный и употреблялся не на праздничныя
пиршества, какъ это было въ языческихъ обществахъ, а на попе¬
ченіе о бѣдныхъ 61). Если требовалось больше средствъ, то устраи¬
вался общій сборъ, въ которомъ каждый участвовалъ плодами
своего труда. Даже бѣдные, ничего не имѣвшіе, нарочито пости¬
лись для того, чтобы сдѣлать нѣкоторое сбереженіе и пожертво¬
вать его на общее дѣло. Иногда въ общинѣ устраивался общій
постъ, и достигнутое такимъ образомъ сбереженіе употреблялось
на дѣла благотворенія е8). „Блаженъ, говоритъ Оригенъ еа), кто
постится съ цѣлью накормленія бѣднаго“. И въ дѣйствительности,
нельзя представить себѣ болѣе прекраснаго способа изысканія
средствъ для милостины. Все, что принимала церковь, она тотчасъ же и израсходы-
вала, и изъ приношеній ничего не обращалось въ капиталъ. До¬
статочно велики были и нужды настоящаго. И забота о будущемъ
предоставлялась любви будущихъ собратій. Къ этому присоединя¬
лась и гнетущая нужда времени. При гоненіяхъ церковное иму¬
щество было отнюдь не безопасно. Лучшимъ способомъ сберечь
его было немедленно раздавать его. Когда разразилось гоненіе
при Деціѣ, то' св. Кипріанъ роздалъ всѣ имѣвшіяся на лицо
средства для бѣдныхъ пресвитерамъ и діаконамъ. Когда затѣмъ
наступила нужда, онъ приказалъ покрыть этотъ дефицитъ изъ
своего частнаго имущества. Когда епископъ Сикстъ I былъ аре¬
стованъ, то его діаконъ Лаврентій собралъ бѣдныхъ членовъ об¬