Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЛЮБОВЬ КЪ БЛИЖНИМЪ лшышив. Х.І І имѣетъ несравненно бблыпее значеніе. Особенностью новаго возвы¬
шеннаго порядка было именно то, что теперь существовало обще¬
ство, которое считало себя призваннымъ совершать благотворенія.
Съ самаго начала, съ первыхъ дней юной іерусалимской общины,, бла¬
готворительность сдѣлалась столь же необходимымъ элементомъ
въ жизни христіанской общины, какъ и проповѣданіе слова и
совершеніе таинствъ. И церковь тогда же выработала отдѣльные
органы и правила какъ для религіозной, такъ и для благотвори¬
тельной дѣятельности. Матеріальныя средства благотворительности
стекались въ общины, благодаря щедрымъ дарамъ ея членовъ.
Принципъ полной доброхотноети, какъ уже ясно свидѣтельство¬
валъ апостолъ (2 Кор. гх, 7), соблюдался при этомъ строжай¬
шимъ образомъ. „Наши богатые, говоритъ св. Іустинъ Фило¬
софъ 63), даютъ когда они хотятъ и что хотятъ*. „Каждый
изъ насъ, говоритъ Тертулліанъ, даетъ свою скромную мило¬
стыню, если онъ хочетъ и можетъ, ибо не принуждается никто® ®4).
Св. Ириней справедливо видитъ въ этой, свободѣ высшую точку
зрѣнія Новаго Завѣта. „Жертва и милостыня, говоритъ онъ, была
и у іудейскаго народа. Есть она и въ церкви, но съ тѣмъ разли¬
чіемъ, что тамъ давали ее рабы, а здѣсь даютъ свободные люди.
Іудеи къ правильной платѣ десятины были принуждаемы, а хри¬
стіане, освобожденные Іисусомъ, посвящаютъ всѣ свои блага Го¬
споду, добровольно давая болѣе, чѣмъ іудеи, ибо они имѣютъ
большую надежду®. Этотъ принципъ проводился съ такою стро¬
гостью, что когда гностикъ Маркіонъ отдѣлился отъ церкви, ему воз¬
вращены были назадъ тѣ 200,000 сестерцій, которыя онъ по¬
жертвовалъ при своемъ крещеніи. Когда дѣти одного человѣка,
завѣщавшаго церкви извѣстную сумму, отказывались уплачивать
ее, то хотя Кипріанъ напомнилъ имъ о долгѣ выполнить волю
отца, но въ то же время заявилъ, что они совершенно свободны
платить деньги или нѣтъ. Не желая принужденныхъ даровъ, церковь
въ то же время не хотѣла принимать ихъ отъ лицъ, которыя не
принадлежали къ ней, которыя давали не отъ любви или давали
отъ неправильно пріобрѣтеннаго добра. Апостольскія постановленія
содержатъ весьма опредѣленное въ этомъ отношеніи предписаніе
Обыкновенною формою приношенія было приношеніе для со¬
вершенія вечери любви. Члены общины приносили свои дары
большею частью натурой, и изъ нихъ требующаяся часть хлѣба
и вина выдѣлялась для' евхаристіи, а остальное шло въ пользу
духовенства и бѣдныхъ. Имена жертвователей записывались на осо¬
быхъ таблицахъ, такъ называемыхъ диптихахъ, и поминались въ
молитвѣ. За умершихъ дары приносили ихъ родственники въ день
ихъ смерти—прекрасный обычай, который живо поддерживалъ