Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
126 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА . зомъ нуждались въ помощи; но затѣмъ расширялась, чтобы обнять
любовью -и тѣхъ, которые стояли еще внѣ общины. Вѣдь и ихъ
должно привлечь къ христіанской общинѣ. Отсюда любовь дѣй¬
ствуетъ въ миссіонерскомъ духѣ. Она никого не исключала, какъ
никого не исключаетъ и милость, изъ которой она происходитъ,
не исключала даже враговъ, даже гонителей. Въ христіанскихъ общинахъ отдѣльныя лица несомнѣнно много
совершали дѣлъ любви и для себя. Христіанинъ ревностно слѣдо¬
валъ слову Господню: „просящему тебя дай, и отъ желающаго
занять у тебя не отвратись". Въ ученіи апостоловъ говорится:
„не будь такимъ, который раскрываетъ руки для взятія, но сжи¬
маетъ для даванія. Не смущайся давать, и когда даешь, не дѣлай
этого съ неохотою. Ибо ты узнаешь, кто есть славный воздаятель
награды. Не отказывай нуждающемуся, но раздѣляй все съ твоимъ
братомъ, и не говори, что это твое. Ибо если вы сотоварищи въ
безсмертномъ, то кольми паче въ земномъ" *8). „Что выбираешь
ты лицъ?" говоритъ Лактанцій 59), „ты долженъ каждаго про¬
сящаго у тебя считать человѣкомъ, и просящій у тебя дѣлаетъ
тоже самое, потому что онъ считаетъ тебя за человѣка*. Тертул¬
ліанъ изображаетъ намъ препятствія, какія христіанка, живущая
въ смѣшанномъ бракѣ съ язычникомъ, находитъ для своей благо¬
творительности. „Какой язычникъ®, говоритъ онъ, „позволитъ своей
женѣ для посѣщенія собратій ходить изъ улицы въ улицу по бѣд¬
нѣйшимъ хижинамъ? Кто позволитъ ей пробираться въ темницу,
чтобы цѣловать оковы мучениковъ? Если придетъ чужой братъ,
какой пріемъ найдетъ онъ въ чужомъ домѣ? Если и дается такому
что нибудь, то всетаки подвалы и житницы бываютъ заперты® 6Э).
Конечно эта разнообразная и богатая благотворительность хри¬
стіанской женщины совершалась не исключительно по порученію
общины. Выразительно повѣствуется, что должностная благотво¬
рительность діакониссъ не исключала внѣдолжностной благотво¬
рительности простыхъ женщинъ. Всякая женщина въ этомъ смыслѣ
должна была быть діакониссой. „Если какая изъ нихъ, не бу¬
дучи старицей или діакониссой, хочетъ дѣлать добро, то пусть
дѣлаетъ его но своему побужденію, ибо эти святыя дѣла суть дра¬
гоцѣннѣйшія сокровища Господа 61). Что милостыня щедро раз¬
давалась и по улицамъ, это видно изъ заявленія Тетрулліана, съ
которымъ онъ обращается къ язычникамъ: „наше милосердіе даетъ
болѣе на улицахъ, чѣмъ ваша набожность въ храмахъ" 6а). Такая личная благотворительность менѣе доступна наблюденію.
Господь знаетъ, что сдѣлано отдѣльными лицами въ этомъ отно¬
шеніи, но исторія не сохранила свидѣтельства о ней. Въ ней вы¬
ступаетъ только благотворительность цѣлой общины, и эта вообще