Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ш ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. иной характеръ. Побужденіемъ здѣсь служило отнюдь не человѣ¬
колюбіе. Это были жертвы, приносившіяся суетности, честолюбію,
или политикѣ; это былъ, такъ сказать, откупъ богатства отъ бѣд¬
ности, чтобы послѣдняя не безпокоила его. Напрасно стали бы мы
искать уваженія къ бѣдности, сердечнаго состраданія къ ней. Го¬
сударственный человѣкъ или императоръ, который раздавалъ па¬
роду жизненныя средства, имѣлъ при этомъ совершенно иныя
мысли, и богатый римлянинъ, который приказывалъ раздавать
кліентамъ ерогМа (коробки съ пищей), это дѣлалъ отнюдь не изъ
состраданія къ нимъ. Они содѣйствовали возвышенію великолѣпія
■его дома,—за это онъ и- платилъ имъ. Но вслѣдствіе этого именно
и щедрыя подаянія должны были оставаться безъ пользы. Они оди¬
наково унижали и портили какъ тѣхъ, которые давали, такъ и
тѣхъ, которые принимали. Поэтому, если, съ одной стороны не
было любви, то съ другой не было благодарности. Это общее мнѣніе отнюдь не измѣняется въ виду того, что и
въ языческомъ мірѣ встрѣчаются отдѣльные случаи оказанія помощи
нуждающимся. Нельзя, конечно, представлять, чтобы уже совер¬
шенно отсутствовало естественное чувство состраданія. Когда въ
царствованіе Тиверія при разрушеніи амфитеатра въ Фиденѣ, 46,000
человѣкъ частью были убиты, частью ранены, то знатные римляне
отправили врачей, медикаменты и пищу для несчастныхъ, приняли
многихъ изъ нихъ въ свои дома*6). Обширною благотворительною дѣя¬
тельностью отличался и Титъ, когда онъ принималъ мѣры для
облегченія лицъ, пострадавшихъ при большихъ несчастіяхъ, пости¬
гавшихъ его царствованіе, какъ напр. при страшномъ изверже¬
ніи Везувія, разрушившемъ города Геркуланумъ и Помпею, при
пожарѣ Рима и при свирѣпствовавшей въ немъ эпидеміи. Едва ли
нужно упоминать о томъ, что нищимъ, которые сидѣли на ули¬
цахъ и именно предъ храмами, по частямъ раздавалась милостыня.
Но чего не было, такъ это правильно организованной благотвори¬
тельности. ’Ее мы не находимъ даже тамъ, гдѣ прежде всего
можно бы ожидать ее, именно въ обществахъ. Какъ повидимому
естественно было бы, чтобы напр. въ погребальныхъ обществахъ,
имѣвшихъ своею цѣлью доставлять своимъ членамъ приличное и
и согласное съ религіозными обрядами погребеніе, въ обществахъ
ремесленниковъ и т. д., преслѣдовалась и цѣль поддержанія нуж¬
дающихся членовъ, какъ это было въ средневѣковыхъ гильдіяхъ,—
по мы совершенно не видимъ этого. Даже и завѣщанія въ пользу
товарищей общества, которыхъ встрѣчается много, назначались
обыкновенно не для бѣдныхъ и нуждающихся, но имѣли характеръ
своекорыстныхъ приношеній, раздѣлявшихся между должностными
ли'Цами-'или всѣми членами общества съ тою цѣлью, чтобы они