Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
118 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. отлученія господина ій). Рабъ не долженъ былъ настаивать на
-освобожденіи. „Если я рабъ, то я долженъ сносить это; если я
свободенъ, то не долженъ хвалиться моимъ свободнымъ рожде¬
ніемъ “,—въ этихъ словахъ Таціана 4В) выражается то настроеніе,
которое обыкновенно было у христіанскихъ рабовъ. Если онъ не
могъ достигнуть свободы, то долженъ былъ нести свою участь
и довольствоваться тѣмъ, что онъ былъ свободенъ внутренно. Ра¬
бамъ даже запрещалось достигать выкупа на счетъ общины 46).
Церковь не хотѣла оказывать содѣйствія плотскимъ стремленіямъ
рабовъ къ свободѣ ")... Но въ то же время она считала похваль¬
нымъ дѣломъ, если господинъ самъ отпускалъ своего раба. Она
конечно не дѣлала обязательнымъ освобождать рабовъ,—это пре¬
доставлялось свободному рѣшенію господина, но всетаки* благо¬
склонно смотрѣла на освобожденіе. Поэтому освобожденіе случа¬
лось часто. Нѣкоторые, обращаясь въ христіанство, освобождали
всѣхъ своихъ рабовъ въ самый день крещенія, или избирали для
ихъ освобожденія какіе либо торжественные праздники церкви,
особенно Пасху, чтобы засвидѣтельствовать о своей благодарности
за воспринятую благодать. Объ одномъ богатомъ римлянинѣ вре¬
мени Траяна разсказывается, что онъ, сдѣлавшись христіаниномъ,
въ праздникъ Пасхи даровалъ свободу всѣмъ своимъ рабамъ, ко¬
торыхъ у него было 1,250 человѣкъ. Съ третьяго столѣтія вошло
въ обычай производить освобожденіе рабовъ въ церкви въ при¬
сутствіи священника и общины. Господинъ за руку подводилъ
рабовъ къ алтарю, тамъ прочитывалась освободительная грамота и
въ заключеніе священникъ произносилъ благословеніе. И внѣшнимъ
образомъ дѣло ставилось такъ, что они должны были благодарить
.за свою свободу церковь. Она являлась тѣмъ, чѣмъ была, именно
хранительницей и раздаятельницей свободы. Отпущенные такимъ
образомъ были дѣйствительно свободны. Между тѣмъ какъ многіе
изъ тѣхъ, которые обязаны были своею свободою языческой сует¬
ности или корыстолюбію, мѣняли только одно рабство на другое,
такъ какъ выталкивались безъ всякихъ средствъ къ жизни въ
общество, въ которомъ не придавалось никакого значенія труду,
оставлялись безъ всякой нравственной поддержки и только умно¬
жали пролетаріатъ,—въ христіанской общинѣ освобожденные зани¬
мали совершенно иное положеніе. Ихъ прежніе господа считали
своимъ долгомъ помогать имъ и дѣломъ, и совѣтомъ, какъ своимъ
христіанскимъ братьямъ, и такимъ образомъ они оказывались не¬
отчужденными отъ общества, но дѣлались ближайшими его членами,
такъі какъ христіанская община научала ихъ правильно пользо¬
ваться своею свободою и воспитывала изъ нихъ дѣятельныхъ и
полезныхъ людей.