Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
^РАСПРОСТРАНЕНІЕ ХРИСТІАНСТВА, ЖИЗНЬ И БОГОСЛУЖЕНІЕ ХРИСТІАНЪ. 117 У" . N /" ^зёотя и освобожденъ людьми" 41). Но нельзя сказать, чтобы церковь
^оставила все въ прежнемъ положеніи. Новое начало внутренно
•«измѣняло и преобразовывало отношенія господъ и рабовъ. Обхож¬
деніе съ рабами со стороны ихъ христіанскихъ господъ и отно-
, шеніе христіанскихъ рабовъ къ своимъ господамъ тотчасъ же дѣ¬
лались другими. Они смотрѣли на себя какъ на братьевъ, и ап.
Навелъ въ посланіи къ Филимону пишетъ о рабѣ его Онисимѣ:
'.'„прими его навсегда, не какъ уже раба, но выше раба, брата
возлюбленнаго" (15, 16). Между ними, какъ членами церкви, уже
не было никакого различія. Они собирались въ тотъ же самый
■домъ Божій, молились одному и тому же Богу, исповѣдывали одного
и того же Спасителя, вмѣстѣ пѣли священныя пѣсни, вкушали
■отъ того же самаго хлѣба и пили изъ той же самой чаши. Все’
нто должно было совершенно иначе настраивать господина по
отношенію къ своимъ рабамъ. Онъ уже не могъ относиться какъ
къ вещи къ тому, кто былъ его братомъ во Христѣ. Церковь
несомнѣнно требовала предъ принятіемъ раба, если господинъ былъ
христіаниномъ, свидѣтельства своего господина о его поведеніи42),
й рабъ тогда безъ всякаго ограниченія дѣлался полноправнымъ
. членомъ общины. Передъ нимъ открывался путь къ ея должно¬
стямъ и даже къ должности епископа. Случалось даже такъ, что
' рабъ былъ пресвитеромъ той же самой общины, къ которой нри-
• надлежалъ его господинъ, какъ простой членъ ея. Церковь тру¬
дилась надъ обоими классами, какъ рабами, такъ и господами.
^ уРабовъ она увѣщавала къ послушанію; они не должны были поль-
У зоваться исповѣданіемъ, что ихъ господинъ есть братъ ихъ, въкаче-
У', Ствѣ предлога къ непослушанію, но со вступленіемъ въ христіанство
У должны были тѣмъ усерднѣе служить ему. Она воспитывала
У къ добродѣтели рабовъ, которые по языческимъ понятіямъ совер¬
шенно неспособны были къ добродѣтели, и это воспитаніе не оста¬
валось безплоднымъ. Были даже такіе рабы, которые при самыхъ
трудныхъ обстоятельствахъ вѣрно и терпѣливо сохраняли чистоту
своей христіанской жизни. Среди мучениковъ встрѣчается также
множество рабовъ. Этотъ высочайшій вѣнецъ предоставлялся имъ
въ той же мѣрѣ, какъ и свободнымъ. Съ другой стороны господа
были убѣждаемы относиться къ своимъ рабамъ любвеобильно, съ
, нѣжностью и кротостью. „Не подобаетъ относиться — говорится
въ ученіи Господа чрезъ двѣнадцать апостоловъ—къ твоему рабу
или твоей рабынѣ, которые уповаютъ на того же самаго Бога,
" съ жестокостью, дабы они не устрашились Бога, который влады¬
чествуетъ надъ вами обоими; ибо Онъ пріидетъ призвать не по
лицепріятію, но тѣхъ, которыхъ приготовилъ Духъ" 4з). Худое
. обхожденіе съ рабами считалось достаточнымъ основаніемъ для &>У.. ‘ й