Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. тш сида которыхъ могла разслабить и доблесть вѣры. „Я не знаю“, 5
продолжаетъ Тертулліанъ, „вынесетъ ли та рука, которая при¬
выкла украшать себя браслетомъ, если на нее будетъ наложена і
тяжелая цѣпь. Я не знаю, снесетъ ли нога, когда она, вмѣсто
колѣнной подвязки, будетъ закована въ колоду. Я опасаюсь, что ■
шея, украшенная смарагдами и перлами, не дастъ мѣста мечу :
палача. Поэтому, благословенные Господомъ, чаще будемъ думать >
обч, ожидающихъ насъ жестокостяхъ и тогда мы не будемъ чувство-
вать ихъ. Оставимъ все веселое и мы не будемъ чувствовать нужды
въ немъ. Будемъ терпѣть всякое насиліе, пока у насъ не будетъ ни¬
чего такого, къ оставленію чего нужно было бы принуждать насъ ;
страхомъ. Дни христіанъ всегда, но особенно теперь, не золотые, 1
а желѣзные. Мученикамъ приготовляются одежды и ангелы уже 1
держатъ ихъ. Итакъ, убирайте себя красотою и украшеніями про- 1
роковъ и апостоловъ; находите блескъ въ простотѣ и украшеніе |
въ смиреніи; украшайте глаза стыдливостью и ротъ молча- -]
ніемъ; навѣшивайте въ уши слово Божіе и возлагайте на выю иго ^
Христово; преклоняйте голову предъ супругомъ и вы будете съ ;
достаточностью украшены; занимайте ваши руки шерстью и ноги I
хожденіемъ въ дому, и ваши руки и ноги будутъ прекраснѣе, чѣмъ ■;
если бы онѣ были обложены золотомъ; одѣвайтесь въ шелкъ бла- :
гочестія, въ полотно святости, въ пурпуръ стыдливости. Украшен-
ные такъ, вы встрѣтите любовь со стороны Бога" 36). Язычники часто смѣялись надъ тѣмъ, что въ христіанскихъ ■
общинахъ такъ много членовъ было женщинъ. Вслѣдствіе этого
они въ насмѣшку называли христіанство религіей старухъ и дѣтей. ;
Но они скоро должны были узнать, чтб христіанство дѣлало изъ •
этихъ женщинъ, должны были невольно признать различіе между =
языческою и христіанскою женщиной. Тамъ страсть къ нарядамъ,
суетность, безмѣрное кокетство,—здѣсь простота и естественность^ ,
тамъ безстыдство и распущенность,—здѣсь цѣломудріе и скром- •;
ноетъ; тамъ женщины, проводившія свое время въ приготовленіи ■
туалетовъ и за самымъ туалетомъ, которымъ они блистали въ
театрѣ н циркѣ, въ пиршествахъ и на праздникахъ,—здѣсь были
жены, старавшіяся угодить своему мужу, матери, жившія для сво¬
ихъ дѣтей; тамъ разслабленный полъ, искусственно накрашенный
и убранный,-—здѣсь героини, которыя не блѣднѣли и при видѣ
львовъ въ амфитеатрѣ, которыя спокойно склоняли свои головы
подъ мечъ. „Какія женщины встрѣчаются среди христіанъ!" изум¬
ленно восклицаетъ язычникъ Ливаній. Евангеліе впервые предоставило человѣческія права и дѣтямъ. Въ древности они также были совершенно безнравны. Отецъ могъ
безусловно распоряжаться ими по своему произволу. Онъ могъ