Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
РЖС Іігѵціггнітатісгсг" "лг иѵііаиш I. Въ такомъ домѣ, гдѣ все обстояло такъ, и дѣти могли возростать
въ чистотѣ и послушаніи Господу, и о такихъ христіанскихъ се¬
мействахъ справедливо говоритъ Климентъ Александрійскій: „мать
•есть слава дѣтей, жена есть слава мужа, тѣ и другіе слава жены,
а Богъ есть слава всѣхъ вмѣстѣ/' Какъ вся народная жизнь покоится на основѣ семейной жизни,
такъ и эта послѣдняя опять зависитъ отъ того, какое положеніе
занимаетъ женщина. Хотя по божественному установленію въ бракѣ
мужъ долженъ быть господиномъ, но весь характеръ домашности
и семейной жизни опредѣляется гораздо болѣе женою, чѣмъ му¬
жемъ. Поэтому, въ языческомъ мірѣ и не могло быть здоровой семейной жизни, такъ какъ женщина не занимала должнаго по¬ ложенія. У грековъ она была рабою мужа; у римлянъ, хотя и уважалась больше, но всетаки по отношенію къ мужу была со¬
вершенно безправною. Древность никогда не признавала за жен¬
щиною полнаго человѣческаго достоинства. Полнымъ человѣкомъ
считался только мужчина. Христіанство освободило женщину отъ
этого рабства и этого безправія, поставивъ женщину въ равное
положеніе съ мужчиной во всемъ томъ, что было высшаго въ жизни,
именно въ отношеніи къ Христу и царству Божію. Она есть также
сонаслѣдница вѣчной жизни. „Въ этомъ совершенствѣ, какъ вы¬
ражаетъ эту мысль, Климентъ Александрійскій, одинаково должны
участвовать мужъ и жена“ 80). Изъ этого само собою слѣдуетъ
нее остальное. Если она по естественному теченію жизни и оста¬
валась подчиненною мужу, то всетаки она уже не была его слу¬
жанкой, а его помощницей. „ Ты не почелъ недостойнымъ, рожденія
Твоего Сына отъ жены", говорится въ одной молитвѣ діакониссъ
въ древней церкви. Этотъ фактъ рожденія. Сына Божія отъ жены
далъ женщинѣ вообще другое положеніе. Именно, какъ Богъ
создалъ женщину для служенія, такъ и въ церкви ея призваніемъ
было * служить. Публично женщина не должна была учить въ
■собраніи, потому что это значило бы предоставлять ей авторитетъ,
который ей не принадлежитъ. Но такъ какъ все въ церкви есть
служеніе, даже учительная должность и должность правленія, то
въ этомъ не было никакого униженія для женщины, такъ какъ
такимъ постановленіемъ ей отводилось;лишь соотвѣтствующее мѣсто
въ порядкѣ, установленномъ Богомъ при твореніи. Эмансипирован¬
ныя женщины суть продуктъ языческаго.,духауи во времена упадка,
даже въ Римѣ, не смотря вообще на низкое воззрѣніе, на .жен¬
щину, мы . видимъ: множество эмансипированныхъ женщинъ, кото¬
рыя проводили ночи въ кутежахъ ,съ мужчинами и даже сражались
въ.*ігладіаторскомъ вооруженіи. Христіанскія женщины,, напротивъ,
достойноівыступали какъ, матери,, которыя воспитывали для церкви