Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
РАСПРОСТРАНЕНІЕ ХРИСТГ АНСТВАГЛСТЗЫЬ И ШІ'ОинУЖЕЩД-&.Гцыілцц. віемъ, чтобы они оставили свое занятіе, и кто, сдѣлавшись уже
христіаниномъ, начиналъ заниматься такимъ ремесломъ, былъ,
исключаемъ изъ общины Вообще въ христіанскихъ общинахъ
была строгая дисциплина. Надъ нравственностью и жизнью отдѣль¬
ныхъ членовъ производилось тщательное наблюденіе, и всѣ про¬
ступки подвергались строгому наказанію. Впадавшіе въ тяжкіе
грѣхи, въ такъ называемые смертные грѣхи, къ которымъ отно¬
сились идолопоклонство, богохульство, прелюбодѣяніе, развратъ,,
убійство, обманъ и лжесвидѣтельство, исключались изъ общины..
Только послѣ продолжительнаго испытанія и представленія дока¬
зательствъ искренняго раскаянія, такіе члены могли быть прини¬
маемы вновь. Но это по древнѣйшей практикѣ допускалось только'
однажды. Тотъ, кто опять впадалъ въ такіе грѣхи, исключался
изъ общины окончательно. Такъ церковь старалась строгою дисци¬
плиною сохранять себя свободною отъ худыхъ элементовъ и тѣмъ
самымъ оказывать поддержку слабымъ. Конечно, не смотря на
все это, не было недостатка и въ худыхъ элементахъ, и мы видимъ
также достаточно случаевъ слабости. Совершеннѣйшею общиною
святыхъ уже не была и древнѣйшая церковь, которая, какъ и
церковь всѣхъ временъ, представляла собою поле, гдѣ совмѣстна
росли пшеница и плевелы; * но при всемъ томъ мы вполнѣ можемъ
сказать, что христіанскія общины первенствующихъ временъ стояли
какъ далеко сіяющіе свѣточи среди глубокой окружающей ихъ тьмы.
Своею жизнью онѣ доказывали, что здѣсь были новыя жизненныя
силы, силы будущаго міра, способныя обновить древній разлагав¬
шійся міръ. Для того, чтобы дѣйствительно обновить человѣческое общество,,
необходимо было заложить новыя основы, а онѣ заключаются въ
бракѣ, въ семействѣ. Основы эти въ языческомъ мірѣ находились
въ полномъ разложеніи. Христіанство обновило ихъ, предоставляя
браку свободу, наполняя его новымъ духомъ, отводя женщинѣ ея
богоугодное положеніе, дѣлая ее опять изъ рабыни мужа его по¬
мощницей. Въ древности бракъ, какъ и всѣ другія отношенія^
имѣлъ свой центръ тяжести въ государствѣ. Цѣлью его было
воспитывать гражданъ для государства. Поэтому и всякій обя¬
занъ былъ предъ государствомъ вступать въ бракъ, и государ¬
ство, въ виду ослабленія брачныхъ связей, наконецъ видѣло себя
вынужденнымъ принуждать къ исполненію этой обязанности на¬
казаніями. Христіанство провозгласило бракъ свободнымъ и, уважая
личную свободу, предоставило каждому на волю, вступитъ ли онъ
въ бравъ, или нѣтъ. Оно не только не принуждало кт. браку,,
но и придало напротивъ особенное значеніе безбрачной жизни, въ
чемъ именно и проявилось особенно торжество христіанства надъ