Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
1'Ов. ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. 29) 24). Тѣмъ болѣе христіане считали своею обязанностью часто
исповѣдывать свое христіанство. Какъ нравы и обычаи, такъ и языкъ
всецѣло былъ проникнутъ язычествомъ. Формулы клятвы, увѣренія,
-свидѣтельства передъ судомъ, привѣтствія и выраженія благодар¬
ности—все это заключало въ себѣ воспоминаніе о языческихъ
-богахъ. „Клянусь Геркулесомъ! “—такія и подобныя восклицанія
-слышались постоянно. Христіанинъ долженъ былъ остерегаться
ихъ‘, долженъ былъ по крайней мѣрѣ молчаніемъ протестовать
противъ нихъ. Онъ подавалъ нищему на улицѣ милостыню. Есте¬
ственно тотъ въ благодарность желалъ ему благословенія отъ ка¬
кого нибудь бога. Строгіе христіане не считали себя въ правѣ
молчать даже въ такихъ случаяхъ, такъ какъ иначе могло бы
показаться, что они какъ будто бы дѣйствительно принимали благо¬
словеніе отъ какого нибудь идола; они считали себя обязанными
часто заявлять, что даръ дается во имя живаго Бога и Ему должна
принадлежать слава. Христіанинъ хотѣлъ занять денегъ; долговое
обязательство, которое онъ долженъ былъ подписать, содержало
въ себѣ клятву языческими богами. Вслѣдствіе этого христіанинъ
долженъ былъ отказываться отъ совершенія такого акта25). Еще въ
болѣе затруднительное положеніе приводили христіанъ нѣкоторыя
особенныя житейскія отношенія. Христіанскому рабу господинъ его
поручалъ нѣчто такое, что послѣднему, какъ язычнику, было
совершенно безразлично, но для христіанина было грѣхомъ,
и однако же онъ находился вполнѣ во власти своего господина,,
который его, если онъ не исполнялъ порученія, могъ подвергнуть
бичеванію и даже предать смерти. Женщина-христіанка, имѣвшая
своимъ мужемъ язычника, какъ могла она исполнять свои рели¬
гіозныя обязанности, присутствовать при богослуженіи, посѣщать
больныхъ, оказывать гостепріимство странникамъ, раздавать ми¬
лостыню, не приходя въ столкновеніе съ своимъ мужемъ? Чинов¬
никъ, воинъ—какъ могли они исполнять свои обязанности и въ
тоже время не отрицать своей вѣры? Долго считались эти противо¬
положныя обязанности совершенно непримиримыми, и чиновникъ
охотно отказывался отъ своей должности, воинъ оставлялъ свою
службу, чтобы только остаться христіаниномъ 2в). Тѣ, которымъ
это было невозможно, часто должны были запечатлѣвать свою вѣр¬
ность Господу своею кровію. Иные для того, чтобы сдѣлаться
и оставаться христіанами, должны были оставлять свой промыслы,
свои занятія, которые давали имъ средства къ жизни. Всѣхъ тѣхъ,
которые жили языческимъ культомъ, какъ напримѣръ служители
и рабочіе при храмахъ, дѣлатели статуй, продавцы куренья, равно
какъ и актеры, учители фехтованья въ гладіаторскихъ школахъ и
т. п.,—церковь допускала сначала къ крещенію только подъ усло¬