Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
106 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. къ изображеніямъ идоловъ. Такъ нанр. имѣется надпись, въ ко¬
торой одинъ слѣпецъ и одинъ хромой разсказываютъ о своемъ
исцѣленіи Эскулапомъ. Слѣпцу этотъ богъ повелѣлъ стать на
колѣни по правую сторону жертвенника, положить руки на жерт¬
венникъ и затѣмъ потереть себѣ глаза, и тогда, при восторжен¬
ныхъ крикахъ народа, онъ тотчасъ же получилъ зрѣніе. Хромой
долженъ былъ смѣшать пепелъ съ жертвенника съ виномъ и при¬
ложить къ своему боку, послѣ чего онъ также исцѣлился. На
мѣстѣ храма въ Капуѣ найдено было болѣе 3,000 такихъ по обѣту
сдѣланныхъ приношеній. Язычники конечно считали чудеса своихъ
боговъ истинными чудесами, между тѣмъ какъ чудеса, совершавшіяся
христіанами, навлекали на нихъ только упреки въ волшебствѣ. Но даже если обращеніе совершалось и не такъ вне¬
запно, всетаки о переживавшейся перемѣнѣ имѣлось самое
опредѣленное представленіе, и такъ какъ христіанамъ повсюду
окружающая ихъ языческая жизнь постоянно напоминала ігмъ о
ихъ христіанскомъ призваніи, въ силу котораго они уже не при¬
надлежали этому грѣховному міру, то вмѣстѣ съ тѣмъ они со¬
знавали и обязанность жить иначе, чѣмъ язычники, и во всей
своей жизни проникаться христіанствомъ. Вовнѣ это отражается
въ обычаяхъ и символахъ. Дома христіане занимались чтеніемъ
св. Писанія и псалмопѣніемъ. Предъ каждой трапезой они не
только молились, но и вкушали часть принесеннаго изъ церкви
благословеннаго хлѣба. При каждомъ выходѣ и входѣ, при одѣ¬
ваніи и обуваніи, при умываніи, при возжиганіи свѣта, ложась и
вставая они клали на себя крестное знаменіе; и это не былъ про¬
стой мертвый обычай, но живое воспоминаніе о Распятомъ, о кре¬
щеніи въ Его смерть и о принятыхъ на себя во время крещенія
обязанностяхъ ,э). На всей жизни христіанина лежалъ отпе¬
чатокъ спокойной и священной серьезности. Христіане знали, что
они соль земли и свѣтъ міра, и старались соотвѣтствовать этому
призванію. Ихъ взоры устремлялись въ будущность къ своему Господу,
который обѣщалъ прійти опять, и, въ ожиданіи Его скораго при-
шестія, они съ ревностью старались объ освященіи своей жизни,
безъ чего никто не могъ предстать предъ Нимъ. Вся ихъ жизнь
была какбы военною службою подъ начальствомъ Христа, ихъ
военачальника. Ему они въ крещеніи клялись въ вѣрности, отвер-
гаясь діавола и всѣхъ дѣлъ его. Ихъ знаменемъ былъ крестъ; ихъ
паролемъ было исповѣданіе вѣры; ихъ оружіемъ, съ которымъ
они день и ночь стояли на стражѣ, пребывая въ бодрствованіи,
была молитва 20). „Не будемъ никогда ходить невооруженными11,
убѣждаетъ Тертулліанъ, „днемъ будемъ находиться въ стояніи,
ночью въ бдѣніи. Во всеоружіи молитвы будемъ охранять знамя