Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ІГЯХЛІгілгіггжЕІІПГ -ХІ'ттГОЕНЕТВЖТ' ЖИЗНИ ТГТГОГОШГУЖЕШТ. ХРИСТГШЪГ ТТЛ)- церкви; въ ней, напротивъ, приходилось встрѣчаться лишь съ по¬
зоромъ, поношеніемъ и постоянною опасностью. Притомъ еще
христіанами дѣлались отнюдь не по обычаю и привычкѣ. Тотъ,
кто принималъ христіанство, принималъ его по глубочайшему движе¬
нію своего сердца, стремившагося къ полнѣйшему удовлетворенію.
Самое это вступленіе въ церковь было уже жертвой, потому что
человѣкъ, становившійся христіаниномъ, долженъ былъ не только
порвать связь съ тысячелѣтними предразсудками, но въ большин¬
ствѣ случаевъ долженъ былъ порвать всякую связь съ отцемъ и ма¬
терью, съ братьями и сестрами, сч> друзьями и родственниками,
и быть можетъ долженъ былъ оставить должность, службу и за¬
нятія. Поворотный пунктъ между до-христіанскою и христіан¬
скою жизнью наступалъ круто и рѣзко. Ко времени начавшейся
борьбы язычества съ христіанствомъ внезапныя обращенія учаща¬
лись болѣе, чѣмъ когда либо, такъ какъ чудо, лежащее въ каж¬
домъ обращеніи, выступало яснѣе, можно сказать осязательнѣе.
Какъ часто мы слышимъ, что при казни извѣстнаго христіанина,
его стража, воины, палачи, всѣ тѣ, которые присутствовали при
этомъ, тотчасъ же обращались въ его вѣру! По достовѣрпымъ
свидѣтельствамъ бывали и еще болѣе поразительные случаи. При
Діоклитіанѣ, одинъ актеръ въ Римѣ, Геннадій, долженъ былъ вы¬
ступить въ піесѣ, въ которой осмѣивались христіане. Онъ безза¬
ботно игралъ свою роль, возбуждая восторгъ народа, до того са¬
маго момента, когда онъ, по ходу піесы, долженъ былъ совершить
крещеніе. Тогда вдругъ его охватываетъ какая то непреодолимая
сила, онъ замялся, остановился и объявилъ изумленнымъ зрите¬
лямъ, что онъ самъ хочетъ сдѣлаться христіаниномъ. Тотчасъ же
онъ оставилъ сцену, дѣйствительно отправился принять крещеніе
и скоро запечатлѣлъ свою вѣру мученической смертью і:і). Къ
чрезвычайнымъ особенностямъ этого времени, относится и то, что
обращенія часто совершались вслѣдствіе чудесныхъ сновъ, какъ
выразительно свидѣтельствуетъ объ этомъ Оригенъ 1в). Что вообще
въ первые дни христіанства, по крайней мѣрѣ до третьяго сто¬
лѣтія, дѣйствовали чудесныя силы апостольскаго вѣка, это, въ
виду достовѣрныхъ свидѣтельствъ, не подлежитъ сомнѣнію "). Но
значеніе этихъ чудесъ нельзя ставить слишкомъ высоко. Аполо¬
геты, правда, ссылаются на нихъ какъ на свидѣтельство истин¬
ности Евангелія, но у насъ не имѣется указаній, чтобы эти
чудеса много содѣйствовали склоненію народа къ вѣрѣ 18).
Этого они не могли сдѣлать уже потому, что язычники приписы¬
вали своимъ богамъ еще гораздо болѣе многочисленныя чудеса.
Объ этомъ свидѣтельствуютъ надписи и посвятительные подарки,
сдѣланныя изъ глины и металла руки и ноги, привѣшивавшіяся