Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
чистотѣ. Мы, нѣкогда занимавшіеся волшебствомъ, теперь посвя¬
тили себя благому и вѣчному Богу. Мы, нѣкогда болѣе всего
любившіе денежную корысть, теперь дѣлимся всѣмъ, что только
у насъ есть, со всѣми и раздаемъ каждому нуждающемуся. Мы,
которые нѣкоі’да ненавидѣли и убивали другъ друга, которые не
хотѣли принять въ свой домъ никого изъ принадлежащихъ въ
чужимъ народамъ, вслѣдствіе различія въ нравахъ, послѣ явленія
Христа отнюдь не смущаемся жить съ ними вмѣстѣ. Мы молимся
за своихъ враговъ, стараемся убѣдить ненавидящихъ насъ напрасно,
чтобы они жили но славному ученію Христа и тѣмъ могли достиг¬
нуть радостной надежды и получить все то, что мы ожидаемъ отъ
Всемогущаго Бога“ ,3). Тертулліанъ съ увѣренностью ссылается и
на суды, въ которыхъ ни одинъ христіанинъ не осуждался за
какое нибудь другое преступленіе кромѣ того, что онъ христіа¬
нинъ. * Ежедневно" '*), говоритъ Тертулліанъ язычникамъ, „вы
принуждены засѣдать въ судѣ и произноситъ приговоры надъ пре¬
ступниками всякаго рода, надъ убійцами, обманщиками, грабите¬
лями храмовъ. Но кто изъ нихъ принадлежитъ къ христіанамъ?
Или если и христіане являются подъ ихъ именемъ, то кто изъ
нихъ оказывается виновнымъ въ подобныхъ преступленіяхъ? Ваши
именно всегда наполняютъ темницы и рудокопни, ваши служатъ
пищею дикихъ звѣрей, ваши всегда составляютъ ряды виновныхъ,
которые откармливаются устроителями игръ. Среди ихъ нѣтъ ни¬
кого изъ христіанъ, или только есть номинальные христіане".
И сами язычники не могли вполнѣ устраниться отъ этого впечат¬
лѣнія; слишкомъ сильно было дѣйствіе христіанской вѣры на
жизнь и дѣятельность, чтобы даже и языческая ненависть могла
не замѣчать его. Галенъ, знаменитый врачъ, несомнѣнно трезвый
наблюдатель и не возбуждающій подозрѣнія свидѣтель, говоритъ,
что большинство людей поучается чрезъ сравненіе. Такъ тѣ, ко¬
торыхъ называютъ христіанами, извлекли свою вѣру изъ сравненій
(притчъ) своего Основателя. Между тѣмъ они часто дѣйствуютъ
такъ, какъ и тѣ, которые слѣдуютъ истинной философіи. „Мы
свидѣтели, что они научились презирать смерть и изъ стыда осте¬
регаются наслажденій плоти. Среди нихъ есть мужчины и жен¬
щины, которые воздерживаются отъ брака. Среди нихъ есть и
такіе, которые, въ своихъ стараніяхъ обуздывать свою душу и
жить честно, доходятъ такъ далеко, что отнюдь не отстаютъ отъ
истинныхъ философовъ.". Христіанство еще не предоставляло никакихъ внѣшнихъ пре¬
имуществъ. Что впослѣдствіи привлекало нѣкоторыхъ и привело въ
церковь столь многихъ кажущихся членовъ, искавшихъ власти, чести,
богатства, всего этого еще отнюдь не было въ первенствующей