Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
РАСПРОСТРАНЕНІЕ ХРИСТІАНСТВА, ЖИЗНЬ И БОГОСЛУЖЕНІЕ ХРИСТІАНЪ. 103 говорятъ надписи, въ значительной мѣрѣ свидѣтельствуютъ объ
этомъ. Сильно развитъ былъ общинный духъ и въ области про¬
мышленной жизни. Такъ мы встрѣчаемъ коллегіи для различныхъ
отраслей промышленности съ кассами для больныхъ, умирающихъ
и умершихъ. Находимъ также коллегіи для религіозныхъ цѣлей,
общества для служенія опредѣленнымъ божествамъ. Даже и про¬
винціальныя собранія, какъ мы видѣли, связывались съ религіоз¬
ными празднествами. Но языческая древность не знаетъ ничего
подобнаго христіанской общинѣ; возникновенію ея препятствовалъ
даже самый политеизмъ. Общинный смыслъ въ древности развивается
единственно съ политической стороны. Но политическая жизнь, при
своемъ возрастающемъ паденіи, все менѣе давала простора для
дѣятельности. Нигдѣ не было больше свободы; всѣ были рабы
одного. Мало того, даже всякое возвышеніе, всякій выдающійся
подвигъ соединялся съ опасностью возбудить ревнивую подозри¬
тельность верховнаго властелина. Болѣе свободнаго движенія сна¬
чала представляла еще общинная жизнь. Но общинныя должности,
которыхъ всѣ добивались въ началѣ какъ почетныхъ должностей,
позднѣе сдѣлались, чрезъ сеединенные съ ними расходы, бременемъ,
котораго всякій по возможности старался избѣгать, и прохожденіе
которыхъ поэтому пришлось вынуждать закономъ. Въ христіан¬
скихъ общинахъ напротивъ открывался хотя небольшой, но тѣмъ
не менѣе живой кругъ, въ которомъ дѣйствительно господствовалъ
общинный духъ, въ которомъ всѣ связанные между собою союзомъ
единой вѣры въ братской любви, совмѣстно трудились, молились
и страдали. Здѣсь былъ просторъ для всякой дѣятельности, и всѣ
силы находили себѣ должное примѣненіе. Здѣсь находила себѣ
мѣсто свобода, здѣсь, въ дѣятельности и терпѣніи, могли разви¬
ваться и укрѣпляться великіе характеры. Но особенно важнымъ подтвержденіемъ истины христіанства
служила жизнь его членовъ. „У насъ*, говоритъ Аѳинагоръ **)
язычникамъ, „вы можете найти невѣждъ, рабочихъ, старыхъ жен¬
щинъ, которые, не будучи въ состояніи даже доказать словами спа¬
сительнаго вліянія христіанскаго ученія, въ то же время доказы¬
ваютъ спасительное вліяніе вытекающаго изъ него настроенія дѣ¬
лами* . Защитники христіанства постоянно ссылаются на великую
и полезную перемѣну, которую оно производило во всѣхъ прини¬
мающихъ его. Уже ап. Павелъ не разъ указывалъ въ своихъ по¬
сланіяхъ, чѣмъ были христіане до вступленія въ церковь Христо¬
ву и чѣмъ они стали послѣ вступленія въ нее, и это же преиму¬
щество часто выставляютъ и защитники христіанства. „Мы, кото¬
рые нѣкогда служили похоти*, говоритъ Іустинъ Философъ въ
своей второй апологіи ,2)> „теперь стремимся къ нравственной '‘V і С-Л:Х > ;-ѵ •