Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ТХЕГШаГО" 7ЩЦ А^ИСТІХКСТВЗГ вилъ мѣсто въ нашемъ сердцѣ, и за познаніе, вѣру и безсмертіе,,
которыя Ты открылъ намъ чрезъ Іисуса, раба Твоего. Тебѣ слава
во вѣки! Ты, Всемогущій Господи, сотворилъ все ради имени
Твоего. Пищу и питіе далъ людямъ, чтобы они благодарили Тебя.
Насъ же Ты сподобилъ божественной пищи и питія на вѣчную
жизнь чрезъ Сына Твоего. Болѣе всего благодаримъ мы Тебя, что
Ты всемогущъ. Тебѣ же честь во вѣки! Помяни Господи церковь.
Твою, спаси ее отъ всякаго зла и пробуждай въ любви Твоей, собери
ее отъ четырехъ вѣтровъ, ее, освященную, въ царство Твое, которое
Ты приготовилъ. Ибо Твоя есть сила и слава во вѣки. Да пріи¬
детъ благодать, и да прейдетъ міръ сей. Осанна Богу Давидову!
Кто святъ, да приступитъ къ сему, кто нѣтъ, да покается. Ма-
ранаѳа. Аминь*. Видя это богослуженіе во всей его простотѣ и юношеской свѣ¬
жести, представимъ себѣ христіанскую общину во времена гоне¬
нія, когда она каждый моментъ ожидала, что ее выдадутъ шпіоны,
или уличная чернь съ ругательствами и камнями сдѣлаетъ на нее
нападеніе. Не смотря на это въ собраніи раздаются гимны и
псалмы, слышится полная святаго восторга простая проповѣдь
слова жизни, собраніе поднимается для молитвы, предстоятель
произноситъ молитву, всѣ преклоняются и торжественно раздается
„ аминь “. Всѣ причащаются тѣла и крови Распятаго, которому
они, быть можетъ, скоро послѣдуютъ въ смерти; всѣ духовно со¬
единяются на вечери любви, и молитвенно, съ поцѣлуемъ мира, ,
разстаются между собою. Въ виду этого, поистинѣ становится
понятнымъ для насъ, что часто язычники, которымъ хотя разъ
приходилось участвовать при этомъ богослуженіи, навсегда скло¬
нялись къ христіанству. Въ ихъ храмахъ была молитва обрядви-
чества, здѣсь же—богослуженіе живаго, жизнедательнаго слова;
тамъ нѣмая, безучастно присутствующая толпа, причемъ только
одинъ жрецъ имѣлъ общеніе съ Богомъ, здѣсь же—дѣятельная,
поющая, слушающая, молящаяся община, въ которой какбы всѣ
священники Бога живаго. Уже ап. Павелъ свидѣтельствуетъ, что
невѣрные, видя и слыша это, падали ницъ, поклонились Богу и
говорили: „истинно съ вами Богъ* (1 Кор. хіѵ, 24, 25); и
Евсевій Кесарійскій выразительно свидѣтельствуетъ въ своей „Цер¬
ковной Исторіи„сила духа въ началѣ Евангелія была столь ве¬
лика, что безчисленное множество при первомъ слышаніи сердечно
принимало благовѣстіе*. У христіанъ было то, чего не доставало язычникамъ, именно
общинная жизнь. Въ общинномъ смыслѣ, правда, не было не¬
достатка и въ древности; напротивъ, уже безчисленныя завѣщанія
и дары, возведеніе общественныхъ построекъ, о -которыхъ намъ