Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
распространеніе христіанства, жизнь п богослуженіе христіанъ. 101 желанію, и собранные дары передаются настоятельно, который
•оказываетъ ими помощь вдовицамъ и сиротамъ, равно какъ и по¬
сѣщеннымъ болѣзнью, находящимся въ темницахъ, короче, всѣмъ
тѣмъ, которые находятся въ нуждѣ0. Сначала вмѣстѣ съ евха¬
ристіей, а затѣмъ и отдѣльно отъ нея, совершались и „вечери
любви*, какъ на это уже указывается въ письмѣ Плинія. Вся
община, какъ одно семейство, собиралась на общую трапезу. Тер¬
тулліанъ изображаетъ намъ эти вечери любви, какъ онѣ соверша¬
лись въ его время. „Наша трапеза ,0), пишетъ онъ, самымъ
своимъ названіемъ показываетъ то, что она есть. Она обозна¬
чается словомъ, которымъ греки называютъ любовь (аусетгі}). Произ¬
водящіеся при этомъ расходы служатъ къ поддержанію бѣдныхъ
ради милосердія. Это достойный поводъ къ нашей трапезѣ. Поэтому,
•судите о порядкѣ нашего остальнаго поведенія, какъ онъ соот¬
вѣтствуетъ нашему религіозному долгу, который ничего не позво¬
ляетъ пошлаго, ничего неумѣреннаго. Мы не садимся за столъ,
раньше чѣмъ не вознесена молитва къ Богу; мы ѣдимъ столько,
•сколько нужно голодному; мы не пьемъ больше того, сколько по¬
лезно стыдливымъ; мы насыщаемся въ сознаніи, что и въ течете
ночи мы должны молиться Богу; мы говоримъ другъ другу помня,
что насъ слышитъ Господь. По окончаніи трапезы, всѣ призы¬
ваются къ прославленію Бога, и кто можетъ сообщить что либо
изъ св. Писанія или отъ своего собственнаго духа, тотъ и дѣлаетъ
это. Въ этомъ заключается испытаніе, насколько мы упились.
Молитвою заканчивается все собраніе и мы расходимся, не для
того, чтобы заниматься бездѣльемъ на улицахъ, но чтобы продол¬
жать свое упражненіе въ добродѣтели, потому что мы выходимъ
не съ попойки, но съ упражненія въ добродѣтели и честномъ
житіи0. Въ недавно найденномъ „Ученіи Господа чрезъ двѣнад¬
цать апостоловъ0, древнѣйшемъ .церковномъ документѣ, сохрани¬
лись до насъ молитвы, которыя произносились при евхаристіи.
•Ѳ хлѣбѣ произносится такая молитва: „мы благодаримъ Тебя,
Отче нашъ, за жизнь и, познанія, которыя Ты возвѣстилъ намъ
чрезъ Іисуса, раба Твоего. Тебѣ слава во вѣки. Какъ этотъ раз¬
ломленный хлѣбъ разсѣянъ былъ на горахъ, собранъ былъ и сдѣ¬
лался единымъ, такъ да соберется и Твоя церковь отъ всѣхъ кон-
цевъ земли въ царство Твое. Ибо Твоя есть слава и сила чрезъ
Іисуса Христа во вѣки0. О чашѣ произносилась молитва:, „мы
благодаримъ Тебя, Отецъ нашъ, за священную лозу Давида, Твоего
•раба, которую Ты открылъ намъ чрезъ Іисуса, раба Твоего. Тебѣ
слава во вѣки*. Наконецъ, въ заключеніе трапезы, но насыщеніи
: івеѣхъ, слѣдовала благодарственная молитва: „мы благодаримъ
Бебя святый Отче,, за Твое святое имя, которому Ты притото-