Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
100 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. обыкновенно не было даже ни храмовъ, ни жертвенниковъ 6); да
і они и не чувствовали нужда: въ нихъ, такъ какъ они сами, по
свидѣтельству апостола, были живымъ храмомъ Божіимъ, построен¬
нымъ на основаніи апостоловъ и пророковъ, храмомъ, краеуголь¬
нымъ камнемъ котораго былъ самъ Іисусъ Христосъ ’). По вре¬
менамъ въ домахъ, въ маленькихъ узкихъ комнатахъ, или, если
у какого нибудь состоятельнаго христіанина было болѣе удобное
помѣщеніе, то въ немъ, собирались христіане для пѣнія и чтенія
св. Писанія, молитвъ и совершенія евхаристіи. Въ первыя времена
I часто случалось такъ, что тотъ или другой членъ общины, обла-
і давшій извѣстнымъ даромъ, обращался къ собравшимся съ словомъ
назиданія. Большею частью, а впослѣдствіи и исключительно, это
было дѣломъ предстоятелей. Мы имѣемъ нѣсколько изображеній
этого древнѣйшаго богослуженія, которыя столь же просты, какъ
и оно само, но въ самой своей простотѣ свидѣтельствуютъ, какъ
все здѣсь дышало жизнью и все сіяло истиною. Плиній Младшій,
въ качествѣ намѣстника Виѳиніи, приказалъ произвести разслѣдо¬
ваніе касательно вѣры и жизни христіанъ, и но слабости нѣко¬
торыхъ діакониссъ добился нѣкоторыхъ признаній въ этомъ отног
. шеніи. Добытыя свѣденія онъ изложилъ въ одномъ письмѣ къ импе
ратору Траяну. „Христіане, говорится въ этомъ письмѣ, заявляютъ,
что они имѣютъ обыкновеніе собираться въ опредѣленный день предъ
солнечнымъ восходомъ и пѣть общія пѣсни Христу, какъ Богу; что они
далѣе связываютъ себя обѣтомъ (очевидно разумѣется обѣтъ,
даваемый при крещеніи) не совершать никакихъ преступленій и
особенно въ томъ, чтобы сохранять себя чистыми отъ грабежа,
воровства, прелюбодѣянія, лжи и обмана. Послѣ этого они обыкно¬
венно расходятся, но потомъ собираются опять, чтобы совершить
. общую трапезу и притомъ совершенно обыденную и невинную “ 8).
Еще точнѣе изображаетъ намъ богослуженіе первенствующихъ
христіанъ Іустинъ Философъ: ®) „въ воскресный день бываетъ собра¬
ніе всѣхъ, которые живутъ въ городахъ или селеніяхъ, и тамъ
• читаются писанія апостоловъ или книги пророковъ, пока у насъ
имѣется время для того-* Затѣмъ, когда чтеніе окончено, предстоя¬
тель обращается къ собранію съ словомъ назиданія и увѣщанія
ревностно подражать тѣмъ славнымъ примѣрамъ. Послѣ этого мы
всѣ вмѣстѣ встаемъ и возносимъ наши молитвы, а по совершеніи
молитвы, приносятся хлѣбъ, вино и вода, и предстоятель, по
возможности, совершаетъ молитвы и благодаренія. Собраніе отвѣ¬
чаетъ возглашеніемъ „аминь", и затѣмъ происходитъ раздаяніе
освященныхъ предметовъ, которые принимаетъ всякій присутствую¬
щій и которые отсутствующимъ разносятся діаконами. Состоятель¬
ные и благорасположенные люди удѣляютъ каждый :по своему 4 і I