Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
~ ТЛСТІРООТРАНКШК ХРИСТІАНСТВА., ЖИЗНЬ И БОГОСЛУЖЕНІЕ ХРИСТІАНЪ. 59 обращались то въ пользу безсмертія, то противъ него, но на ос¬
новѣ дѣйствительнаго факта. Здѣсь предлагалось то, чего не имѣлъ
и чего жаждалъ языческій міръ, именно живая надежда. Свидѣ¬
тельствомъ о ней были самыя гробницы христіанъ. Тамъ мы не
встрѣчаемъ жалобнаго вонля, но слышимъ торжествующую пѣснь:
-смерть святыхъ достойна предъ Господомъ „будь довольна душа
моя, ибо Господь сотворитъ тебѣ благо„странствовалъ ли я въ
мрачной долинѣ, я не боялся никакого несчастія, потому что Ты,
Господи, со мноютамъ раздавалась побѣдная пѣснь: „аллилуйя!
•Смерть пожерта въ побѣду “! и надписи на простыхъ гробницахъ:
„Онъ живъ!0 „съ миромъ!* давали знать о томъ, что христіане
-были вполнѣ увѣрены въ вѣчной жизни. Даже нападенія язычни¬
ковъ, которыя ни противъ какого члена христіанской вѣры не воз¬
ставали съ такимъ ожесточеніемъ, какъ именно противъ этого,
.даже страшныя издѣвательства, съ которыми они въ то самое
время, когда окровавленныя тѣла мучениковъ сжигались въ Ліонѣ
и пепелъ разсѣевался въ волнахъ Роны, кричали: „теперь мы уви¬
димъ, воскреснутъ ли они“!—ясно давали чувствовать, съ какою
силою, именно дѣйствовала на умы людей проповѣдь о воскресеніи
и вѣчной жизни. Сильно вліяло на язычниковъ и богослуженіе въ христіанскихъ
.общинахъ. Языческому культу всегда не доставало благоговѣнія.
■У римлянъ онъ представлялъ собою мертвое обрядничество, при¬
чемъ въ точности прочитывались и произносились молитвенныя
формулы, хотя онѣ по языку сдѣлались уже непонятными для про¬
износящихъ. Понималъ ли ихъ народъ, это было безразлично, какъ
безразлично было даже и то, присутствовалъ ли онъ вообще при
этомъ. Достаточно было того, что государство предписывало сво¬
имъ чиновникамъ приносить установленныя жертвы, и если даже
присутствовалъ народъ, то онъ былъ нѣмымъ зрителемъ обряда.
Греки отличались тѣмъ, что даже при самыхъ торжественныхъ
шествіяхъ у нихъ не было недостатка въ шуткахъ и смѣхѣ. Когда
при большихъ элевзинекихъ мистеріяхъ мисты направлялись въ
торжественномъ шествіи въ Элевзинъ, на мосту чрезъ Кефиссъ
ихъ часто привѣтствовали грубыми шутками и замѣчаніями. Не
было недостатка въ- подобныхъ шуткахъ даже и при хороводныхъ
пляскахъ на лугу вблизи Элевзина. Восточные культы представляли
собою какбы родъ оргій, въ которыхъ мѣсто благоговѣнія часто за¬
нималъ доведённый до бѣшенства экстазъ. ■' Совершенную противоположность' этому языческому культу
представляло богослуженіе христіанъ. У этихъ бѣдняковъ не было,
конечно, никакой пышности и великолѣпія, но богослуженіе ихъ
было поклоненіемъ Богу въ духѣ и истинѣ. Въ началѣ у нихъ 7* „С.,.