Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
РАСПРОСТРАНЕНІЕ ~ХРИСТЬЖНСТВ А, ЖИЗНЬ И БОГОСЛУЖЕНІЕ ХРИСТІАНЪ. 9'7 затѣмъ съ необычайною таинственностью объявляли ихъ какъ
единоспасающую мудрость (одинъ изъ нихъ заявлялъ напр.,
что вѣрнѣйшее средство достигнуть благоволенія Бога состоитъ
въ томъ, чтобы при жертвенномъ возліяніи всегда изливать вино
какъ разъ чрезъ горлышко кувшина, такъ какъ это единственное мѣ¬
сто неоскверненное устами человѣка); но возвѣщалось великое дѣло
спасенія: „Богъ былъ во Христѣ и примирилъ міръ съ Собою"!
„Христосъ умеръ за наши грѣхи и воскресъ для нашего оправ¬
данія". Понятнымъ для всѣхъ языкомъ тамъ проповѣдывалась
единственно истина Бога, Отца Господа нашего Іисуса Христа, и
проповѣдывалась не какъ результатъ- философскаго умозрѣнія, но
на основаніи Его слова, не какъ тайное ученіе для немногихъ
знающихъ, но въ полной доступности для всѣхъ бѣдныхъ и ни¬
чтожныхъ. „У насъ", говоритъ Таціанъ, „учатся мудрости не только
богатые, но и бѣдные,: и всѣ пользуются назиданіемъ въ спаситель¬
номъ ученіи". Всякій христіанскій ремесленникъ *), говоритъ Тер¬
тулліанъ, нашелъ Бога, хотя Платонъ утверждаетъ, что Творца
не легко найти, и даже если Онъ найденъ, то трудно всѣмъ по¬
знать Его* *). Что Спаситель выставлялъ въ качествѣ признака и доказатель¬
ства того, что Онъ есть истинный Мессія, именно, что Евангеліе
проповѣдывалось бѣднымъ, это именно въ обильной мѣрѣ испол¬
нялось теперь. Одною изъ особенностей того времени было то,
что кругъ бѣдныхъ, угнетенныхъ, безправныхъ, порабощенныхъ
былъ чрезвычайно великъ. На всѣхъ этихъ обездоленныхъ, не имѣв¬
шихъ никакого участія въ сокровищахъ и наслажденіяхъ Рима;
на эти массы рабовъ въ ихъ угнетенномъ и безчеловѣчномъ со¬
стояніи; на маленькихъ людей, которыхъ топтали подъ ногами; на
ремесленниковъ, которые, живя трудами своихъ собственныхъ рукъ,
ни во что Ставились гордыми своимъ знаніемъ и образованіемъ
мудрецами античнаго міра, и о которыхъ самъ Платонъ говорилъ,
что жизнь ихъ служитъ ни къ чему другому, какъ къ совершенію
ихъ ремесла, такъ что въ случаѣ ихъ болѣзни надо было предо¬
ставлять ихъ собственной участи, такъ какъ они оказывались не
въ состояніи исполнять свое назначеніе: — на всѣхъ подобныхъ
людей какое впечатлѣніе должна была производить проповѣдь, ко¬
торая объявляла имъ, что бѣдный Іисусъ, Самъ умершій рабскою
смертію, открылъ имъ входъ въ царство Божіе, которое обнимаетъ
всѣхъ, въ которомъ нѣтъ ни господъ, ни рабовъ, въ которомъ
никто уже не попирается ногами другаго! Еще Цельзъ во вто¬
ромъ столѣтіи издѣвался надъ тѣмъ, что разные шерстянники, са¬
пожники, кожевники, самые необразованные и низкіе люди были
самыми ревностными проповѣдниками христіанства и проновѣды-