Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
вался, во второмъ печалился. Я убѣдился, что эти мнѣнія являлись
Ь/. истинными или ложными не по ихъ внутренней истинности или
Ш неистинности, но только по большей или меньшей силѣ споря¬
щихъ. Я глубоко печалился, что нельзя придти окончательно къ
^несомнѣнному рѣшенію, и не могъ освободиться отъ печали. Тогда
я опятъ сказалъ себѣ: что мнѣ безполезно утруждать себя? Если
я не буду существовать послѣ смерти, то стоитъ ли мнѣ теперь,
пока я существую, печалиться о томъ? Отложу-ка свою печаль до
того времени, пока уже не буду существовать больше, и тогда
также не буду печаленъ. Если даже я и буду существовать, то что
мнѣ печалиться теперь? Но тотчасъ же ко мнѣ приходила другая
мысль; я спрашивалъ себя: не постигнутъ ли меня тамъ большія
мученія, чѣмъ теперешнія? Если я не буду жить благочестиво,
то не буду ли я тогда страдать какъ Сизифъ, Иксіонъ и Тан¬
талъ? Но все это вымыслы,—возражалъ я. Но что, если все это
истинно? Во всякомъ случаѣ, говорилъ я себѣ, лучше всего жить
благочестиво. Но затѣмъ я опять не зналъ, что собственно благо¬
угоднѣе Богу. Я не находилъ ничего достовѣрнаго, и моя душа
не могла успокоиться. Что же мнѣ дѣлать? Я отправлюсь въ
Египетъ и попрошу іерофанта, подкуплю его золотомъ, чтобы онъ
вызвалъ для меня какого нибудь мертвеца, и тогда я во очію
убѣждусь, что душа безсмертна". Отъ этого рѣшенія его однакоже
отвратилъ одинъ дружественный ему философъ, увѣрившій его, что
боги не любятъ, чтобы нарушали покой мертвыхъ. Такимъ обра¬
зомъ Климентъ былъ совершенно въ отчаяніи, пока онъ не услы¬
шалъ о явленіи Христа и Его апостоловъ и не рѣшился позна¬
комиться съ ними. Прежде всего онъ нашелъ Варнаву, и самымъ
замѣчательнымъ въ его проповѣди ему показалось то, что Варнава
Ч‘ отнюдь не обращалъ вниманія на возраженія философовъ, на ихъ
тонкіе вопросы и ихъ издѣвательства надъ его безъискусственною
и нелогическою рѣчью, но спокойно продолжалъ свидѣтельствовать
о жизни и дѣлахъ Іисуса и, вмѣсто всякихъ искусственныхъ до¬
водовъ, просто ссылался на свидѣтелей. Затѣмъ онъ встрѣтилъ
ан. Петра, получилъ отъ него увѣренный отвѣтъ на свои вопросы
н сдѣлался христіаниномъ. Хотя все это лишь измышленіе, но
краски этого изображенія несомнѣнно взяты изъ жизни, и то, что
Климентъ разсказываетъ здѣсь въ повѣсти о себѣ самомъ, несо¬
мнѣнно было дѣйствительной исторіей многихъ первенствующихъ
христіанъ. Подобнымъ же образомъ разсказываетъ намъ Іустинъ Философъ,
какъ онъ странствовалъ по школамъ философовъ, не находя того,
чего искалъ, именно увѣренности и мира для своей души. Одинъ
,Стоикъ, ученіе котораго онъ прежде всего сталъ слушать, объяв¬