Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
РАСПРОСТРАНЕНІЕ ХРИСТІАНСТВА, ЖИЗНЬ И БОГОСЛУЖЕНІЕ ХРИСТІАНЪ. У'5 видимъ маленькую общину, по сужденію міра, необразованныхъ
людей, какихъ-то рыбаковъ, мытарей, дѣлателей палатокъ, кото¬
рые ничего не имѣли кромѣ слова о крестѣ, благовѣстія, что обѣ¬
тованный Мессія явился, что въ Распятомъ и Воскресшемъ откры¬
лось спасеніе для всѣхъ народовъ. Да, царство небесное подобно
зерну горчичному, малому и незамѣтному, подобно закваскѣ малой
въ сравненіи съ массой тѣста; но оно-то и есть жизненное сѣмя,
оно есть преобразующая закваска, заключаетъ въ себѣ силу, ко¬
торая не отъ міра сего и поэтому сильнѣе всего въ этомъ мірѣ. Представимъ себѣ только положеніе ап. Павла въ ареопагѣ
въ Аѳинахъ.. Тамъ его окружало все, что было славнѣйшаго въ
древнемъ мірѣ: предъ его взоромъ находились прекраснѣйшія
произведенія искусства, какія только создала Греція,—Пропилеи,
Парѳенонъ, образцовыя произведенія Фидія. Ходя по издревле зна¬
менитому городу, апостолъ видѣлъ безчисленные храмы, жертвен¬
ники и изображенія боговъ, равно какъ и ту ревность, съ кото¬
рою народъ служилъ имъ; его окружали воспитавшіеся въ шко¬
лахъ греческой мудрости философы, эпикурейцы и стоики, гордые
своимъ знаніемъ, искусные въ рѣчи; и тѣмъ не менѣе іудейскій
дѣлатель палатокъ смѣю, выступилъ и проповѣдывалъ имъ, что
все это теперь потеряло свое значеніе, что теперь наступила новая
эпоха, и предлагалъ имъ возвѣстить нѣчто такое, предъ чѣмъ
блѣднѣла вся эта ихъ слава, обнаруживалось ничтожество ихъ
богослуженія и вся ихъ мудрость превращалась въ безуміе. Для
этого требовалось болѣе чѣмъ человѣческое мужество, требовалась
смѣлость, способная выходить только изъ полнѣйшей увѣренности
въ обладаніи въ Евангеліи такою чудесною силою, которая стояла
выше всѣхъ тѣхъ міровыхъ* силъ, какъ эту увѣренность и выра¬
зилъ самъ апостолъ, обращаясь къ коринѳянамъ съ такими сло¬
вами: .немудрое Божіе премудрѣе человѣковъ, и немощное Божіе
сильнѣе человѣковъ" (1 Кор. і, 25). Съ самаго начала христіанство носитъ въ себѣ сознаніе, что
оно призвано къ міровому господству, и полную увѣренность по¬
бѣды надъ всѣми міровыми силами. „Вы боль земли, вы свѣтъ
міра", сказалъ Спаситель своимъ ученикамъ, и рѣшительно по¬
велѣлъ имъ: „идите и проповѣдуйте Евангеліе всѣмъ народамъ".
И вотъ они пошли покорять для Него міръ, которому принадле¬
жали сами, и не тревожились ни малѣйшимъ сомнѣніемъ каса¬
тельно того, что побѣда останется за ними. „Кто съ нами, тотъ
больше находящагося въ мірѣ" и „вѣра наша есть побѣда, побѣ¬
дившая міръ"! восклицаетъ св. ап. Іоаннъ '). Все, что христіанство могло противопоставить всей языческой
сидѣ міра сего, было лишь слово, свидѣтельство о Христѣ. Но