Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЦАРСТВОВАНІЕ НЕРОНА И ПЕРВОЕ ГОНЕНІЕ НА ХРИСТІАНЪ. 89 берегахъ Рейна защищали границы противъ уже надвигавшихся
варваровъ, которые уже не разъ носили своихъ побѣдоносныхъ орловъ
вглубь Германіи и за море, на Британскіе острова, на сѣверо-
востокъ, все далѣе раздвигая предѣлы государства, полевые лагери
которыхъ въ тоже время были и средоточіемъ римской культуры,—
въ этихъ легіонахъ еще продолжалъ отчасти жить прежній духъ
былой доблести. Поэтому, къ нимъ естественно и переходитъ глав¬
ное господство, и въ этихъ лагеряхъ именно возвысившіеся изъ
солдатъ императоры еще нѣкоторое время поддерживали разрушав¬
шійся во всѣхъ своихъ связяхъ древній міръ. Но нравственное
возрожденіе не могло выйти и изъ государства. Оно также было
заражено неизцѣльнымъ недугомъ до мозга костей, и самое вла¬
дычество преторіянцевъ было симптомомъ этого страшнаго недуга.
Чего недоставало римскому государству—это именно той нрав¬
ственной связи, которая внушаетъ гражданамъ охоту повиноваться
законамъ не только изъ принужденія, но и изъ за совѣсти. Ни
одно государство не можетъ устоятъ безъ повиновенія его зако¬
намъ; но горе тому государству, которое вынуждено добиваться
этого повиновенія принудительными мѣрами, граждане котораго
уже не чувствуютъ себя связанными въ совѣсти повиноваться и по¬
этому не повинуются охотно! Языческая вѣра, страхъ мщенія
боговъ были такою именно нравственною связью. Связь эта все
болѣе ослабѣвала по мѣрѣ паденія религіи. Она была крѣпкою
лишь до тѣхъ поръ, пока сами боги были національными богами,
и по необходимости должна была ослабѣвать, чѣмъ болѣе на мѣсто
древнихъ національныхъ боговъ выступали чужіе боги и на мѣсто
древнихъ національныхъ культовъ водворялись всевозможные чужіе
культы, которые одни приносили изъ одного мѣста, другіе—изъ
другаго, но которые всегда оставались чужими. Само государство
нуждалось въ возрожденіи, чтобы спасти себя отъ окончательнаго
распаденія, и благороднѣйшіе императоры послѣдняго времени, до
Діоклитіана, усиленно искали хотя бы религіозной почвы, на ко¬
торой могло бы совершиться это возрожденіе, искали новой связи
для совѣсти, которая могла бы опять скрѣпить распадавшійся
организмъ. Но они не находили этой связи. Государство нужда¬
лось въ религіи, которая есть его крѣпчайшая основа. Изъ рели¬
гіозной жизни можетъ выйти и обновленіе государственной жизни,
такъ что она,,послѣ временнаго паденія, можетъ достигнуть но¬
ваго процвѣтанія, но никогда наоборотъ государство не можетъ
находящимися у него въ распоряженіи средствами обновить рели¬
гіозную и нравственную жизнь народа. Оставалась еще философія. Часто терпя недовѣріе со стороны
первыхъ императоровъ, часто даже подвергаясь гоненію отъ нихъ