Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЦАРСТВОВАНІЕ, Іікроил Ц ЦКРВОЕШНЕтШНА^РИСТІАНЪГ -гэ непереводимыми терминами издѣвательства, заимствованными ,от,ъ
тѣхъ столбовъ, у которыхъ ихъ сожигали, и тѣхъ кольевъ, ,къ
которымъ ихъ приковывала 148). Даже героическое мужество, вы¬
казывавшееся ими, изображалось какъ , дикое упорство и тупоумное
изувѣрство 14э). , • . ; Но въ томъ способѣ, который избранъ былъ для наказанія-хри¬
стіанъ, Неронъ далъ .еще одно доказательство того,-какая тѣсная связь
существуетъ между женственной .эстетикой и холодною крово-
<жадностью. Какъ въ древнія времена храмъ Хемоша на „ горѣ
позора" стоялъ рядомъ съ храмомъ Молоха, такъ и теперь мы,на¬
ходимъ зроііагшп рядомъ съ іогиісев,—сластолюбіе подлѣ ненависти.
Сагшйсіпа Тиверія на о. Капреѣ находилась рядомъ съ ВеНагіае.
Исторія представляетъ много доказательствъ того, что никакой
человѣкъ не бываетъ болѣе систематически безсердечнымъ, чѣмъ
испорченный развратникъ. Каковъ народъ, таковъ и царь. При
тогдашнемъ состояніи Рима, Неронъ хорошо зналъ, что народъ
„жестокій, привыкшій къ кровожаднымъ увеселеніямъ", вѣрнѣе
всего могъ забыть свои бѣдствія и подавить свои подозрѣнія, если
къ его играмъ и увеселеніямъ присоединить зрѣлище утонченной
и изысканной жестокости, отъ которой чрезъ 18 вѣковъ самое
краткое сообщеніе заставляетъ стыть въ жилахъ кровь. Тацитъ говоритъ, что сначала в схвачены были тѣ, кто испо-
вѣдывали, и затѣмъ по ихъ доказательству осуждено было грома тое
множество —не столько по обвиненію въ поджигательствѣ, сколько за ихъ ненависть къ человѣчеству". Какъ ни сжато и ни
темно это предложеніе, но Тацитъ ясно разумѣетъ подъ „испо¬
вѣданіемъ*, на которое онъ намекаетъ, исповѣданіе христіанства;
и хотя у него недостаетъ благородства для того,, чтобы совершенно
считать христіанъ неповинными въ соучастіи въ великомъ преступ¬
леніи, однако онъ ясно говоритъ, что они были сдѣланы козлами отпу¬
щенія и принесены въ жертву народнаго негодованія. Выраженіе
громадное множество“ есть одно изъ немногихъ существующихъ
указаній на число мучениковъ во время перваго гоненія л на число
христіанъ въ римской имперіи вообще ,“). Говоря же, что хри¬
стіане были осуждены по обвиненію въ „ненависти къ человѣче¬
ству", знаменитый историкъ обнаруживаетъ только, что онъ вполнѣ
смѣшиваетъ ихъ съ іудеями, противъ которыхъ онъ въ другомъ
мѣстѣ высказываетъ обвиненіе во „враждебныхъ чувствахъ ко всѣмъ,
кромѣ себя самихъ". і Затѣмъ историкъ прибавляетъ одно случайное, но страшное
замѣчаніе, которое проливаетъ ужасающій свѣтъ на жестокость
Нерона и римской черни. Онъ прибавляетъ: „и различные виды
издѣвательства были прибавлены для усиленія ихъ предсмертныхъ -^"1 <й- і '