Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
"ІГЗ .. м-.;->;ч .= , ,;ЩРВЫВ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. бѳлфе презирали вѣру, что Господь и Спаситель міра былъ распя¬
тый злодѣй,, который воскресъ изъ мертвыхъ. Мы видимъ въ про¬
зелитизмѣ Поппеи, руководимой іудейскою злобою, единственно
достаточное объясненіе перваго гоненія на христіанъ. Ея именно
ревность, привела Нерона къ матереубійству; ея раздраженный про¬
зелитскій фанатизмъ вѣроятно побудилъ его и обагрить свои руки
въ крови, мучениковъ. И она получила должное себѣ возмездіе.
Женщина, ,о которой Тадитъ не находитъ сказать ни одного доб¬
раго слова и которая, повидимому, была омерзительной даже
Светонію,, выставляется отступникомъ-фарисеемъ какъ „благочести¬
вая женщина*,(какъ „поклонница (истиннаго) Бога* ,4°)! Въ дѣйствительности разъ христіане были предоставлены на¬
родному мщенію, можно было- подъискать много данныхъ" въ дока¬
зательство ихъ прикосновенности въ причинѣ пожара. Во время
его погибло много храмовъ,—а не были ли христіане завѣдомыми
врагами храмовъ '*')? Не обвиняла ли ихъ народная молва, въ
ночныхъ оргіяхъ и ѳіестейскихъ пиршествахъ? Подозрѣнія въ под¬
жогахъ нѣкогда были возводимы на іудеевъ <48); но іудеи никогда
не говорили, какъ говорятъ эти сектанты, объ огнѣ, который дол¬
женъ истребить міръ І43),—сектанты, которые даже. радуются на¬
деждѣ на это огненное истребленіе ,44). Мало того, когда язычники
оплакивали разрушеніе города и гибель древнихъ монументовъ
Рима, не дѣлали ли эти опасные люди недвусмысленныхъ заяв¬
леній, что они съ радостью признавали въ этихъ событіяхъ при¬
знаки приближающагося конца? Даже пытаясь подавить всѣ внѣш¬
нія проявленія своего восторга, не съ искреннею ли радостью
въ глазахъ слушали они вопли и выраженія опасеній своихъ
согражданъ? и не съ ярою ли восторженностью въ тонѣ отвѣчали
пни на вопросы объ ю.омъ? Всѣ эти доводы, опиравшіеся на са¬
танинскую вѣроятность, подсказывали избрать предметомъ" народ¬
ной ярости именно христіанъ. Такъ какъ они ненавидѣли негод¬
ность міра съ его безстыдными увеселеніями и гнуснымъ идоло¬
поклонствомъ, то ихъ обвиняли въ ненависти во всему человѣ¬
ческому роду <46). Обвиненіе въ недостаткѣ патріотизма, столь
роковое въ это царство террора, было достаточнымъ для погибели
общества людей, которые презирали жертвоприношенія язычества
и съ отвращеніемъ, удалялись отъ его пиршествъ и увеселеній 14е), ’ Лучшіе классы смотрѣли на христіанъ съ такимъ презрѣніемъ,
что. едвалн даже могли упоминать о нихъ безъ извиненія. „Подлая
чернь “ языческихъ городовъ оскорбляла ихъ грязными надписями и
богохульственными изображеніями на стѣнахъ всѣхъ тѣхъ мѣстъ,
гдѣ можно было встрѣтить ихъ ,47). Мало того, они въ народѣ
извѣстны были, црдъ прозвищами въ родѣ загшепіісіае и заетахіае,