Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
быть опасными, такъ что однажды навели страхъ даже на Цице¬
рона на вершинѣ его славы. Кромѣ того, іудейская религія была
признана государствомъ, считалась дозволенною религіей. По всему
пространству имперіи ни одинъ человѣкъ, какому бы ни подвер¬
гался презрѣнію лично или, по своей народности, не могъ быть
сожженъ или мучимъ единственно за то, что онъ іудей. Мы не
слышимъ ни о какихъ мученикахъ изъ іудеевъ или о гоненіяхъ
на іудеевъ—до самаго періода іудейской войны, да и тогда глав¬
нымъ образомъ въ самой Палестинѣ. Ясно, что въ настоящій разъ
само народное чувство настойчиво требовало 'кровопролитія или
вообще той или другой формы человѣческаго жертвоприношенія,
какъ именно искупленія за разрушительное преступленіе, поверг¬
шее многія тысячи населенія въ бездну бѣдственности. Напрасно
еще разъ обращались за совѣтомъ къ Сивиллинскимъ книгамъ; на¬
прасно возносились, по ихъ совѣту, общественныя молитвы Вулкану
и богинямъ земли и ада; напрасно римскія матроны устраивали
процессіи въ темныхъ платьяхъ съ распущенными длинными воло¬
сами для умилостивленія оскорбленнаго величія Юноны и для
окропленія морской водой ея древней- статуи; напрасно народу
оказывались всевозможныя щедроты и приносились богамъ умило¬
стивительныя жертвы; напрасно совершались общественныя пир¬
шества въ честь различныхъ божествъ. Преступленіе было совер¬
шено и римляне требовали мщенія. Кровь вопіяла о крови, и ею
только могло быть отвращено мрачное подозрѣніе противъ Нерона
или могъ быть удовлетворенъ гнѣвъ неба. Неронъ всегда ненави¬
дѣлъ, преслѣдовалъ л изгонялъ философовъ, и несомнѣнно, на¬
сколько онъ зналъ хотя что нибудь о христіанахъ,. насколько онъ
видѣлъ среди своихъ собственныхъ безчисленныхъ рабовъ кого нибудь
изъ приверженцевъ „суевѣрія*, которое въ просвѣщенномъ обществѣ
Рима и не называлось иначе, какъ только новымъ, но „прокля¬
тымъ и зловреднымъ* '**),—онъ навѣрно ненавидѣлъ ихъ серьез¬
ность и чистоту и чувствовалъ къ нимъ ту яростную зависть,
которая есть, такъ сказать, долгъ, платимый добродѣтели поро¬
комъ. Кромѣ того, по всей вѣроятности, ац. Павелъ недавно
стоялъ предъ его судилищемъ; и хотя онъ былъ оправданъ отъ
обвиненія въ мятежѣ и богохульствѣ, по которому именно онъ и
аппелировалъ къ кесарю, однако же во время судебнаго разбора
Неронъ едва ли не могъ не-слышать отъ уполномоченныхъ сине¬
дріона множество яростныхъ клеветъ о сектѣ, о которой повсюду
шли толки. Іудеи «были гораздо болѣе страшными врагами хри¬
стіанъ; а двѣ личности съ іудейскими наклонностями были въ числѣ
самыхъ приближенныхъ къ личности императора **‘). Одною изъ
нихъ былъ пантомимистъ Алитуръ, а другою — Поппея, на-