Первые дни христианства. Часть 1-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 1. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ЦАРСТВОВАНІЕ НПРОНА И ПЕРВОЕ ‘ ГОНЕНІЕ НА ХРИСТІАНЪ Г ТНГ ц>. Какимъ же образомъ случилось, что Неронъ пріобрѣлъ популярность
и отчасти отвратилъ отъ себя страшное народное негодованіе;
подвергнувъ ужаснымъ мученіямъ мужчинъ и женщинъ, на стра¬
данія которыхъ, какъ ему думалось, населеніе будетъ смотрѣть не
только съ тупымъ равнодушіемъ, но даже и съ яростнымъ злорад¬
ствомъ? Одинъ историкъ (Гиббонъ) высказалъ предположеніе, что хри¬
стіанъ вообще смѣшивали съ іудеями, и что отвращеніе, чувство¬
вавшееся къ послѣднимъ, съ двойною силою пало на первыхъ.
Христіане страдали даже больше, чѣмъ іудеи, именно вслѣдствіе
усердно распространявшихся касательно ихъ клеветъ и вслѣдствіе
ихъ своеобразнаго ученія, казавшагося язычникамѣ возмутительною
нелѣпостью. „Неронъ, говоритъ Тацитъ, подвергъ обвиненію и му¬
чилъ самыми изысканными наказаніями классъ ненавидимыхъ За
свои гнусности людей, которыхъ простой народа называлъ христіа¬
нами. Христосъ, основатель этой секты, былъ казненъ во время
царствованія Тиверія прокураторомъ Понтіемъ Пилатомъ, и па¬
губное суевѣріе, подавленное на время, начало возникать опять
не только въ Іудеѣ, гдѣ особенно укоренилось это зло, но даже
въ городѣ, куда со всѣхъ сторонъ стекается все ужасное и по¬
стыдное, и находитъ себѣ приверженцевъ". Высокомѣрное пре¬
зрѣніе воспрепятствовало Тациту хорошенько познакомиться съ
дѣйствительнымъ Міросозерцаніемъ и характеромъ христіанъ, и го¬
воря о нихъ, онъ ограничивается лишь самыми безосновательными
обвиненіями противъ нихъ. Онъ говоритъ о ихъ ученіи какъ ди¬
комъ и постыдномъ, хотя оно дышало самымъ дыханіемъ мира и
чистоты; онъ обвиняетъ ихъ въ томъ, что они одушевлены свое¬
образною ненавистью, между тѣмъ какъ самою основною истиною
ихъ ученія было всеобщее человѣколюбіе. Народъ, говоритъ онъ, . назвалъ ихъ „христіанами", и онъ почти извиняясь въ томъ, что
ему приходится марать свои страницы столь вульгарнымъ назва-
ніемъ, '**) просто мимоходомъ говоритъ, что хотя они и неповинны
въ взводимомъ на нихъ обвиненіи въ качествѣ мятежныхъ поджи¬
гателей, за что ихъ и предавали мучительной смерти, всетаки они
, въ его глазахъ представляли собою классъ преступныхъ и гнус¬
ныхъ сектантовъ, которыхъ можно было относить къ одному раз¬
ряду съ худшими подонками римскихъ преступниковъ 1И), - Но высокомѣрный историкъ не проливаетъ свѣта иа одинъ
темный вопросъ, касательно именно обстоятельства, поведшаго къ
тому, что христіане именно, а не кто другіе подверглись страш¬
ному гоненію. Іудеи во время Неронова гоненія нисколько не
пострадали; Преслѣдовать іудеевъ въ Римѣ было бы дѣломъ отнюдь
не .'легкимъ*. Очи. были достаточно "многочисленны для того; чтобы